Политика

Борис Межуев: «В русской философии есть все ответы на вопросы чиновников»

5 193

Сотрудники кремлевских управлений по внутренней политике и по общественным проектам, от начальников до консультантов, познакомятся с работами представителей отечественного консерватизма: Бердяева, Ильина, Тихомирова и Данилевского, а также с философией родоначальников британского консерватизма, пишут «Ведомости».

Философ и политолог Борис Межуев убежден, что изучение трудов Бердяева и Ильина пойдет чиновникам на пользу. В интервью «Ридусу» Межуев поведал, что золотой нитью сквозь труды отечественных философов идет понимание того, что Россия – духовно не Европа: пути русской мысли и европейской не тождественны, это стало ясно еще в XIX веке. По его словам, в русской философии были заложены основы ощущения необходимости собственного интеллектуального пути – вопрос чрезвычайно актуальный для людей, облеченных властью.

«Глубинные интеллектуальные основы российской общественной мысли было бы правильно знать чиновникам, тем людям, которые вынуждены заниматься государственной деятельностью в новой сложившейся ситуации фактически цивилизационного раскола с Европой. Есть очень много, прежде всего духовных причин России стать частью Европы в социальном и культурно-идеологическом смысле. Знакомство с трудами людей, которые говорили и предупреждали об этом раньше, в первую очередь это представители русской религиозной философии, было бы очень полезным», – убежден Межуев.

По мнению философа, наивно полагать, что все 100% людей, которые посетят этот семинар, будут понимать, зачем они все это слушают. Русский человек склонен, скорее, к прагматизму. Однако труды представителей отечественного консерватизма могут дать ключи к злободневным задачам тем, кто захочет их принять.

«Мы сталкиваемся с проблемой нетождественности России и Европы постоянно. Это проблема, которую Россия вынуждена решать, и чиновники в частности. Это люди, у которых каждый раз возникают вопросы: «Почему мы не подписываем третий энергопакет?», «Зачем нам нужно сохранять суверенитет над нашими энергоресурсами?», «Почему просто не подписать все европейские хартии, энергопакеты, все соглашения и просто не перейти на европейские стандарты?», «Почему, вместе с тем, мы принимаем мораторий на смертную казнь?», «Какой у России собственный путь?» В русской философии есть ответы на эти вопросы», – констатировал Межуев.