Крылатское — удивительная территория. Благополучный дорогой район с огромными пространствами, на которых нельзя построить бизнес-центр или микрорайон тысяч на двадцать жителей. Благодарить за это надо московскую Олимпиаду, которой в этом году исполняется 40 лет. И вот как раз под юбилей этого грандиозного события вокруг самого крупного олимпийского объекта активизировались нездоровые судебные игрища.
Разобраться в деталях без юридического образования непросто. Суть в том, что московская мэрия решила лишить статуса спортивного объекта велотрассу, проложенную по холмам Крылатского.
Её часто путают с крытым велотреком, но это разные сооружения. К Олимпиаде-80 советские специалисты решили очень непростую задачу, построив в равнинной Москве трассу для шоссейных велогонок с крутыми и относительно длинными подъемами и спусками. Асфальтовое полотно длиной 13,6 километров — единственное в своём роде сооружение в регионе.
Более того, это единственное место в Москве, где можно безопасно тренироваться на шоссейном велосипеде. Для тротуаров и велодорожек этот тип транспорта со средней скоростью 30—40 километров в час слишком быстр.
По дорогам общего пользования ездить опасно. Даже в традиционно велосипедных странах вроде Италии и Испании гонщики регулярно попадают под машины. А у нас автомобилисты к велосипедам непривычны, водят неаккуратно, в общем, каждый выезд — как последний бой.
Поэтому в хорошую погоду велосипедный поток в Крылатском очень плотный. Тренируются и соревнуются там спортсмены самого разного уровня, от начинающих до элиты велогонок и триатлона. Также её используют бегуны и лыжники, которым для занятий необходим перепад высот. Всем им не очень понравилось, что велотрассу собираются превратить из спортивного сооружения в неспортивное со всеми вытекающими последствиями. Их москвичи уже неоднократно видели.
Например, на «Стадионе юных пионеров», который превратился в жилой и деловой комплекс. Или через дорогу от него, где был огромный стадион «Динамо» с несколькими аренами, площадками и залами для тысяч спортсменов. Теперь там жильё и одна арена-магазин, на которой изредка играют в футбол 20 человек.
Показать своё недовольство спортсмены решили простым и оригинальным способом. Они не стали перегораживать Рублёвское шоссе или пикетировать мэрию. Вместо этого объявили общий сбор на трассе, чтобы «обнять кольцо», построить живую цепь по самому популярному её участку.
Протяжённость так называемого «Малого кольца» — 4300 метров, то есть нужно было собрать не меньше двух тысяч человек. Звучало малореально, поскольку спортивные сообщества достаточно разрозненны и ни разу в новейшей истории не устраивали ничего похожего.
Но уже на подъезде стало понятно, что шанс есть. Велосипедисты стекались со всех сторон. Одни приезжали по дорогам, другие выбирались из парков, кто-то привозил технику на машинах. Участники выстраивались один за другим по всему кольцу.
Я выехал в последнюю очередь и ехать до конца цепочки немного устал, потому что добрался только через четыре километра. Зато впервые увидел такое разнообразие велотехники в одном месте. Хотя трасса шоссейная, присутствовали самые разные типы велосипедов, в том числе горные, BMX, триальные. Приехали даже параолимпийцы на лежачих болидах. И забирались в крутые подъемы, куда многие здоровые шли пешком. Рядом стояли прогулочный велик из «Ашана» и карбоновый «Пинарелло» за миллион.
Много пришло пешеходов, от лыжников и бегунов в спортивной форме до жителей района, которым трасса тоже небезразлична. Как ни странно, не было ни одного представителя правоохранительных органов, если не считать пары человек в форме «Динамо». Но они приехали явно не разгонять собравшихся и двигались в общем потоке. И несмотря на отсутствие металлоискателей, обысков, собак, омоновцев и прочих атрибутов любого массового мероприятия, никто никого не побил, не убил, не взорвал и не расстрелял.
Все немного постояли и спокойно проехали круг по всей 13-километровой трассе. Будем надеяться, не последний.