Кино

Брэд Питт в танке

0 3286

«Ярость» (Fury)

США — Великобритания — Китай, реж. Дэвид Эйр, в ролях: Брэд Питт, Логан Лерман, Шайа ЛаБаф, Майкл Пенья, Джон Бернтал, Алисия фон Риттберг, Анамария Маринка.

Сайт фильма

В апреле 1945-го на полях Германии пятеро выполняющих интернациональный долг американских танкистов с шутками-прибаутками помогают продвигаться пехоте, чтобы однажды взять на себя ответственность за стратегически важный перекрёсток, заявив: «Сюда надвигается волна — и мы скала, о которую она разобьётся». Волна исчисляется двумя или даже тремя сотнями нацистов — что многовато для танка, вдруг оставшегося без поддержки…

Сразу обозначим самое главное: в перспективе у фильма как минимум три номинации на «Оскар». Их может быть и больше, включая и главную, но три — практически гарантированы: Брэду Питту — за главную мужскую роль, Логану Лерману — за роль второго плана, Роману Васьянову — за лучшую операторскую работу. Их успешность будет зависеть уже от конкурентов, пока же рассмотрим представленные кандидатуры по порядку.

1 Кадр из фильма «Ярость»

Брэд Питт, получивший в этом году «Оскар» в качестве продюсера, уже лет семь целенаправленно работает на актёрскую награду, которая позволит ему остаться в памяти поколений не просто секс-символом, но выдающимся артистом. Ещё не так давно доставшийся ему приз Венецианского кинофестиваля казался смешным недоразумением, но сейчас очевидно: Питт из «вечного юноши» со смазливым лицом превратился в человека, который умеет и хочет играть. Вопрос только в материале, который должен «сесть» на него идеально. Танкист Второй мировой — это вполне может сработать.

Уже в первой сцене Брэд Питт протыкает ножом глаз нациста и гладит белую лошадь. Затем требует прекратить распускать сопли. Потом отходит в сторонку и старательно скрывает от прочих охвативший его приступ паники — переигрывая тут мхатовца Пореченкова, усевшегося в маках в знаменитой сцене из «9 роты». Уже тут любой академик поймёт, что номинация неизбежна, так что оставшиеся два часа — битва не за победу над немцами, а за торжество на февральской церемонии.

2 Кадр из фильма «Ярость»

Например, в качестве нравоучения сержант Дон показывает молодому бойцу застрелившихся немецких офицеров: «Идеалы миролюбивы, история жестока», — отлично сказано для «оскаровского» ролика. По ходу действия герой Питта не раз выставляет себя безбожником, предпочитающим солёные мужские шутки, но в конце неожиданно открывает своё «второе дно», наизусть цитируя Библию, — верующие американцы это оценят. В редкий же момент передышки он и вовсе даёт мастер-класс, как остаться человеком даже в условиях военного времени — хотя именно за эту невыносимо приторную сцену «Оскар» может от него и отвернуться.

Командир и новобранец оказываются в ней рядом с женщинами — и поначалу всё развивается до банальности тоскливо: пианино, песня, яичница… Уже начинает казаться, что так всё и закончится: американские джентльмены поблагодарят дам за приём и чинно откланяются (в советском кино только так и бывало). Но тут Питт рушит канон и кивает юнцу: «Она хорошая чистая девушка. Веди её в спальню — или отведу я». Один этот «грязный» намёк — «или отведу я» — в реальном мире может стоит актёру награды. Брэдли Купера-то он ещё обыграет, но более нравственного Рассела Кроу — уже вряд ли. Впрочем, мы в любом случае будем держать за него кулаки — и в целом шансы у Брэда Питта очень даже высокие.

3 Кадр из фильма «Ярость»

Второй очевидный номинант — Логан Лерман. Парнишке в этом году досталось так, что мама не горюй — и какой-нибудь «Золотой глобус» вполне может одарить его сразу двумя номинациями: и за того же «Ноя», и за эту «Ярость». В любом случае, от ярлыка «Перси Джексона» Лерман, кажется, счастливо избавился: будет странно, если ему и дальше будут поминать «грехи» его молодости. Две крупные роли в таких незаурядных картинах — лучше любого аттестата зрелости. Если он и дальше продолжит в таком же духе, вскоре станет ведущим актёром своего поколения. Продюсерам, очевидно, этого и надо — так что за номинацию будут бороться.

И если придётся выбирать, то предпочтение явно отдадут «Ярости»: библейский Хам — не чета простому американскому Норману, штабному писарю, попавшему в танк «по ошибке». Потому что моральная перековка тут показана не обобщённо, а наглядно: убей врага — или он убьёт тебя самого. Мужиком, правда, Лерман становится и на ковчеге, но знаковую фразу — «А ты герой, приятель; ты это знаешь?» — произносят в его адрес всё же у танка. Без этой фразы что рядовой зритель, что знатный академик ведь и не знали бы, как реагировать, с ней же — знают и аплодируют.

4 Кадр из фильма «Ярость»

Ну и будет странно, если Киноакадемия проигнорирует операторскую работу. Работу великой советской школы, ибо Роман Васьянов, на днях отметивший 34-летие, — наш соотечественник, прекрасно трудоустроившийся на чужбине. Ученик великого Юсова, призёр вгиковского фестиваля и «Кинотавра», Васьянов снял такие картины как «Охота на пиранью», «Тиски» и, конечно, «Стиляги» — тем самым обеспечив себе высококлассное портфолио, в которое оператор с годами добавлял лучшие кадры из снятой им рекламы. Переехав в Лос-Анджелес, Роман завёл судьбоносное знакомство с режиссёром Дэвидом Эйром. Плод их сотрудничества — снятый на цифру и за малые деньги «Патруль», принёсший хорошие отзывы и неплохую кассу.

Следующий шаг логичен: если фильм нравится, его автора приглашают в Высшую лигу; а какой режиссёр откажется от оператора, чья работа в заметной степени обеспечила его прорыв к самому Брэду Питту?.. Получив же бюджет, Васьянов не стал делать вид, что с ним не справится — и выправил картинку одновременно и реалистичную, и красивую. Правильную картинку — такую, что и не позорит нашей операторской школы (одной из лучший в мире, что признают все профессионалы), и подходит для голливудского блокбастера. Академики не дураки, чтобы не признать очевидного: этот парень — перспективный кадр, а таких следует всячески поддерживать, чтобы они обратно в Москву не вернулись.

5 Кадр из фильма «Ярость»

Все прочие плюсы фильма уже не такие очевидные. Сценарист из Дэвида Эйра слабый, да и вряд ли сила фильма про танки в сценарии. Конечно, заманчиво было бы предположить, что «Ярость» — это их ответ на шахназаровского  «Белого тигра», тем более Эйр вполне мог видеть ту картину по наводке российского друга. Да наверняка видел, как видел и победивший в Венеции «Ливан», герои которого все полтора часа не выходят из танка. Только Большой Голливуд концептуальных шарад не любит, тут был бы танк помощнее да стрелял бы погромче (номинации звуковикам также весьма вероятны). Поэтому литературная основа стоится по лекалу, включая в себя и намеренно разношёрстный состав команды (святоша, мексиканец, хам, наивный новичок, все — под началом сурового командира), и невесту среди беженцев-немцев, и упомянутую уже сцену с готовящими яичницу женщинами (судьба которых также предопределена шаблоном). Вообще, тут многие нюансы укладываются в красивую и многое объясняющую фразу встреченного героями командира: «Я знаю, кто ты, а ты знаешь, что делать». Чего тут ещё добавлять?

Ролик о съёмках фильма «Ярость»

Режиссёрские качества Эйра сильнее. Он ловко разводит мизансцену в замкнутом пространстве (вспомним, опять же, «Ливан» — было, у кого поучиться), хорошо справляется с массовыми эпизодами. Пугает нас ужасами войны, но в меру, не нагнетая: оставшаяся от человека половина лица, горящий танкист, предпочитающий застрелиться, впечатанное в грязь тело, виселицы с детьми, отказавшимися сражаться за немцев… Впечатляет, но известные фильмы Спилберга в этом плане были куда страшнее. Когда же доходит дело до главного боя… Ну, можно сказать, что он выполнен на должном уровне. Хотя предсказать его даже легче, чем прочие сцены.

В целом — если говорить о военном кино — «Ярость» ни в коей мере не становится событием в жанре. Но как альтернатива бездумным кинокомиксам, в которых фашизм зачастую представлен как не особо пугающая игра, значение новой картины, разумеется, весьма велико. Пусть даже вклад Красной армии в ней совершенно, ну совершенно никак не обозначен.