Ипотечный брокер Дмитрий Ракута оценил в беседе с «Ридусом», какая доля заёмщиков в России прибегает к ипотечному кредитованию по полной ставке (примерно под 24–28%), без каких-либо льготных программ.
По словам Ракуты, доля «полных» ипотечников по рыночным ставкам среди получателей жилищных кредитов исчезающе мала, поскольку современные ставки кредитования «не заградительные, а полностью исключающие возможность взять ипотеку».
«Теоретически заёмщик может взять ипотеку в такой форме, если у него хороший подтверждённый доход. Но если рассмотреть весь объём рынка, то из 100% будет не больше 2–3% заёмщиков, готовых взять ипотечный кредит под такие ставки», — сказал брокер «Ридусу».
Ракута отметил, что подобные сделки заключаются обычно при суммах кредита не более 3–5 миллионов рублей и при специфических условиях.
«Потому что не хватает своих денег, но есть выгодное предложение от продавца. Понимая, что предложение очень хорошее, люди готовы взять небольшую сумму по ставке 28%. Это переплата даже не в два раза, а в 4–5 раз. Поэтому такую ипотеку берут лишь с задачей быстро получить заёмные деньги и за короткий срок эту ипотеку погасить. Тридцать лет те же три миллиона под 28% никто не будет гасить из-за того, что за них нужно будет отдать 15 миллионов», — добавил эксперт.
Таким образом, подчеркнул Ракута, ипотека по рыночным ставкам на современном российском рынке недвижимости — «скорее исключение из правил, чем распространённая история».
Ранее Правительство РФ получило обращение с просьбой увеличить лимиты по семейной ипотеке для решения жилищных проблем в России. Инициатива принадлежит первому заместителю председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимиру Кошелеву, который направил соответствующее письмо председателю Правительства России Михаилу Мишустину.
В документе подчёркивается, что трёхкомнатные квартиры, необходимые для семей с двумя или тремя детьми, на сегодняшний день стоят значительно дороже шести миллионов рублей. Без государственной поддержки молодые семьи и многодетные родители не в состоянии покрыть эту разницу. Кошелев высказал мнение, что дискуссии об экономической нецелесообразности такой помощи являются вредными.