Последствия затянувшейся пандемии, санкционное давление и слабый рубль привели к ожидаемому росту цен в магазинах. Стоимость продуктов питания неумолимо растет с каждым днем.
«Ридус» поговорил с отечественными производителями, чтобы выяснить, ценник на какую продукцию вырастет следующим.
Глава ассоциации «Народный фермер» сыровар Олег Сирота в интервью «Ридусу» признал, что ситуация в сельскохозяйственной отрасли сложилась непростая, но стоимость некоторых продуктов питания в ближайшее время все-таки не вырастет.
«Сейчас трудно что-либо прогнозировать, но глобально у нас в стране перепроизводство по курице и свинине. Вряд ли их стоимость будет сильно расти, если, конечно, не вырастет в цене зерно. По молочной продукции пока установлена предельная цена, она уже достаточно сильно выросла, и в ближайшее время нет причин для дальнейшего роста. Надеюсь, в этом году будет хороший урожай, и цены на борщевой набор — картошку, морковь и лук — должны быть невысокими».Глава аппарата «Картофельного союза» Татьяна Губина заверила «Ридус», что курс доллара не повлияет на стоимость уже собранного картофеля. Другое дело — баланс спроса и предложения.
«Мы отвечаем за категорию продукции, которая уже лежит на складах, выращена и продается. Каким будет следующий урожай через полгода, мы не знаем. Если говорить о текущем урожае, то его цены будет определять повышенный спрос и пониженное предложение — либо наоборот, а также покупательная способность. Пока никакой долларовой составляющей здесь нет. Поэтому мы не видим причин для роста цен на картофель».Руководитель экофермы «Елизарово» Максим Гриднев полагает, что правительственные меры поддержки производителей сельхозпродукции могут сдержать кризисный рост цен.
«Сейчас прорабатываются меры поддержки сельхозпроизводителей: нам возвращают пятипроцентный кредит и обещают снижение стоимости ГСМ. Производители перестали закупать удобрения за границей, стоимость должна упасть. Сыровары и растениеводы говорят, что причин для роста цен нет. Если правительственная поддержка сработает, то возможно увеличение цен в размерах инфляции, не более», — сообщил «Ридусу» эксперт.С гораздо меньшим оптимизмом ситуацию оценивает руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. В беседе с «Ридусом» эксперт отметил, что в современной макроэкономике отсутствует понятие «отечественная продукция». В сложившихся условиях цены взлетят абсолютно на все.
«Такого понятия, как „отечественная продукция“, нет и быть не может. Вернее, оно есть, но представление о нем сложилось извращенное. В XXI веке ни одна страна мира не производит какую-то продукцию сама от начала до конца, всегда есть элементы участия в мировой цепочке поставок и в мировом разделении труда. Это в полной мере касается Российской Федерации, которая последние 20 лет активно встраивалась в международное разделение труда, чтобы наиболее эффективным образом производить продукцию, отвечающую и российским, и глобальным требованиям и тенденциям, для того чтобы у нее была конкурентоспособная цена на российском и мировом рынке», — утверждает Юшин.Сильные связи с мировым рынком есть у российских производителей абсолютно во всех сферах: на рынке зерновых и масличных, у производителей мяса и рыбы. «Если бы мы производили все сами для такого маленького рынка, никакой бы эффективности не было, а цены выросли бы уже давным-давно», — продолжает эксперт.
Представление о плотной международной кооперации можно получить на примере мясопроизводства. Родительское стадо весь мир покупает всего у двух транснациональных компаний. «Так получилось: они инвестировали в развитие, банки их кредитовали, государства им помогали, их цель была изначально монополизировать рынок. Нам никто не запрещал делать то же самое», — отмечает Юшин.
Следом — инкубационное яйцо, чистый импорт, стоимость связана с курсом валюты. Стоимость производства аминокислот также зависит от импорта, как и цена на кормовые добавки. Некоторые витамины и ветеринарные препараты производятся всего в двух странах мира, и их невозможно заместить — это бессмысленная с экономической точки зрения затея. Скотовозы в основном импортные, как и системы климат-контроля. Иностранные и разделочные линии на предприятиях — это роботы, как на автомобильных заводах, произведенные в Голландии или Германии. Импортными являются также упаковка, этикетка и качественная дышащая пищевая пленка. Как в таких условиях можно говорить о том, что цена на «отечественную продукцию» не вырастет, вопрошает эксперт.
«Плотная взаимосвязь с мировым рынком — это не трагедия: только так и можно построить эффективную экономику. Но не нужно фантазировать о полностью отечественном продукте, такого даже в Америке нет. Иначе в каждом звене будет недостаточная эффективность, производительность, качество, а значит, еще более высокая цена».По словам эксперта, участники отечественного рынка на протяжении последних лет твердили о необходимости увеличения объемов поддержки АПК на случай пандемии, техногенных катастроф, геополитических кризисов или даже болезней животных. При этом Юшин признает, что раньше Россия вкладывала в сельское хозяйство немало: «То, что произошло в нашей стране, за границей называют российским аграрным чудом. Мало кто в мире верил в это, но мы этого добились. А дальше произошел перелом, сельское хозяйство постепенно стало отходить на второй план».
«России нужно было еще десять лет назад понять, как может развиваться мир, и вкладывать огромные дополнительные ресурсы в нашу аграрную отрасль. Сейчас осознание необходимости перемен пришло, но уже поздновато», — резюмировал Юшин.Как ранее писал «Ридус», в мире назревает глобальный продовольственный кризис и голодные бунты: цены на удобрения резко выросли, цепочки поставок продуктов питания, которые и так были нарушены из-за пандемии COVID-19, теперь страдают из-за санкций.