Авто

Будни машиниста: зацеперы, вандалы и забытые холодильники

2 886

На Савеловское направление МЖД Сергей пошел работать вслед за отцом, который брал его еще ребенком в кабину машиниста паровоза. Сергей, однако, паровозу предпочел электричку и сразу после школы пошел учиться в 129 училище на Каланчевке (сейчас колледж №52). В 1981 первом году он пришел в депо, потом был перерыв на армию, и в 1984 году он вернулся в качестве помощника машиниста. Через три года Сергей уже получил электричку в собственное распоряжение.

Работа это серьезная, ответственная. Мы же людей возим, а машинист, как минер, - ошибается один раз, - говорит он.

Рабочий день машиниста начинается с медкомиссии: измеряют давление, пульс, проверяют на алкоголь.

Допуск по давлению устанавливает цеховой терапевт. Если перед сменой машинист не проходит по давлению, его заменяют запасным или инструктором. А мы посылаем его в поликлинику на обследование. Если приборы показывают наличие алкоголя, то надо делать двойное измерение, вызывать свидетелей. Более полное обследование проводят в клинике. Если наличие алкоголя подтверждается, то наказание определяет администрация, вплоть до увольнения, - говорит фельдшер на линейном пункте Савеловского вокзала Екатерина Летикова

Смена длится 12 часов и каждый раз начинается в разное время: сегодня в 15 часов, в следующий раз в 17, потом в 19 и так далее. Таким образом, каждый машинист проходит своеобразный круг. Делается это для того, чтобы все находились в равных условиях, потому что, к примеру, в ночное время работать сложнее.

1 © Антон Тушин/Ridus.ru

За тридцать с лишним лет работы Сергей Иванов повидал всякого, заслужил знак Почетного железнодорожника. В 2007 году он попал на выброс пути – это когда от жары резко искривляются рельсы. Вовремя применил экстренное торможение, чем предотвратил аварию. За это получил именные часы от главы РЖД Владимира Якунина. Вскоре еще один случай был.

Первого марта 2008 году я отправлялся из Дмитрова, вижу, мужик женщину пытается изнасиловать, прямо рядом с рельсами. Я остановил поезд, побежал за ним, мне еще один машинист помог, Сергей Елизаров. Поймали мы его, сдали в милицию. Его посадили, а мне вручили премию «Выбор» от правозащитного движения «Сопротивление». Вскоре мне дали Почетного железнодорожника, - рассказывает он.

Оказалось, что маньяк уже дважды сидел: между первой и второй «ходками» у него был месяц, между второй и третьей – 22 часа. Жертвой его оказалась тоже железнодорожница: женщина работала в кассах вокзала и возвращалась домой, когда на нее напали. Благо, машинисты подоспели вовремя.

2 © Антон Тушин/Ridus.ru

В последние годы настоящей головной болью машинистов стали зацеперы. Особо отмороженные ездят на крышах и на ходу опускают токоприемники.

Раньше такого вообще не было, это года три только как началось. У них теперь целое движение. А бороться с ними бестолку, поймать их почти невозможно. Все уловки они знают. Как только мы получаем сигнал о зацеперах и начинаем притормаживать у станции, он спрыгивают и разбегаются еще до прихода полиции, - говорит Сергей Иванов.

Еще одна проблема – вандалы, которые расписывают составы. Они орудуют с лестницами, чтобы раскрашивать вагон до самой крыши. РЖД на покраску тратит бешеные деньги, но как назло, отреставрированные вагоны, как правило, быстро становятся целью хулиганов.

Они как делают? Выбирают тихую платформу и ночные поезда, чтобы народу не было. Дергают стоп-краны, и у них есть на все про все около пяти минут. Мы к ним не подходим – могут и в глаза брызнуть, были случаи, - поясняет машинист. 3 © Антон Тушин/Ridus.ru

Графитчики это полбеды. Хуже, когда поезда забрасывают камнями. Сергею Иванову однажды булыжник на ходу прилетел в лобовое стекло. До вокзала электричку довел его помощник, а самого Сергея уже ждала карета «скорой помощи» - мелкое стекло из глаз пришлось вымывать. Его жена тоже с этим столкнулась, когда ехала пассажиром. Осколками посекло лицо, остались шрамы.

Бомжи иной раз прямо в депо межвагонку срезают на медь. Потом выжигают на костре изоляцию, а металл сдают. Сам был свидетелем, как ловили, и сам ловил. Ехал ночью, смотрю светофор не работает, а значит, от светофора до рельса срезали медную перемычку. Во Власове смотрю, два мужичка заходят с рюкзаком. В Вербилках подошли, попросили открыть рюкзачок, а там медь. В Дмитрове их повязала милиция, в итоге два года дали, - рассказывает Сергей. 4 © Антон Тушин/Ridus.ru

Разных историй у Сергея накопилось много. Например, однажды у него в электричке забыли холодильник! А в другой раз во время обхода состава он в вагоне обнаружил коляску с ребенком. Повез малыша в прокуратуру при вокзале, искать родителей. Мамаша была уже там. Говорит, с подругой заболталась… Товарищи Сергея у себя в поездах и забытые стиральные машинки находили. Однажды на переезде у Савелово на путях Сергей обнаружил брошенный автомобиль – пришлось отталкивать с дороги и вызывать ГИБДД.

Много чего еще случается в электричках, бывают драки и даже убийства. Для этого составу придается наряд полиции на транспорте, работы у стражей порядка много, но это уже другая история.

А в остальном, если будешь хорошо работать и все выполнять, никаких проблем у тебя не будет. Проблемы только у лентяев, - говорит Сергей Иванов. 5 © Антон Тушин/Ridus.ru 6 © Антон Тушин/Ridus.ru 7 © Антон Тушин/Ridus.ru 8 © Антон Тушин/Ridus.ru 9 © Антон Тушин/Ridus.ru 10 © Антон Тушин/Ridus.ru 11 © Антон Тушин/Ridus.ru 12 © Антон Тушин/Ridus.ru 13 © Антон Тушин/Ridus.ru 14 © Антон Тушин/Ridus.ru 15 © Антон Тушин/Ridus.ru 16 © Антон Тушин/Ridus.ru