Общество

Будущее почтовой отрасли в России

3 521

21 февраля 2013 года в Москве прошло заседание круглого стола «Будущее почтовой связи в России», организованное газетой «Ведомости» в партнерстве с ФГУП «Почта России».

В мероприятии участвовали заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Денис Свердлов, заместитель руководителя Федерального агентства связи РФ Дмитрий Панышев, генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев, Первый заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Денис Чуйко, Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин, Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, представители общественных организаций, а также юристы, консультанты и аналитики рынка.

В рамках круглого стола обсуждались вопросы развития почтовой связи в России. Активное и заинтересованное участие в мероприятии представителей различных ведомств, организаций и общественности продемонстрировало значимость темы будущего почтовой отрасли для всех.

Генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев отметил повышенное внимание органов власти и общественности к решению актуальных вопросов Почты и отрасли в целом, что очень важно не только для предприятия, но и для государства и населения.

В настоящее время продолжается процесс либерализации почтового рынка. Если в 2007 году насчитывался 121 лицензиат – участник отрасли, то в начале 2013 года на рынке работают более 350 компаний-лицензиатов. При этом ФГУП «Почта России» остается системообразующим отраслевым предприятием, ведущим участником рынка почтовой связи, а также одним из крупнейших работодателей страны. Предприятие располагает беспрецедентной по масштабам сетью фронт-офисов и логистических объектов, охватывающих всю территорию страны. Инфраструктурой ФГУП «Почта России», так или иначе, пользуются все работающие в стране почтовые операторы. От состояния федерального почтового оператора напрямую зависит состояние отрасли, а соответственно – качество и доступность услуг почтовой связи для потребителей.

При этом Почта России, как и национальные почтовые службы мира – низкорентабельное предприятие. Она оказывает огромный объем услуг по тарифам ниже себестоимости и сама дотирует свою социальную деятельность. Только за последние четыре года на компенсацию непокрытых государством убытков от социально значимых услуг предприятие направило более 37 млрд рублей собственных средств. Из-за более чем двадцатилетнего недофинансирования износ производственных мощностей Почты России превышает 60%, что мешает обеспечивать надлежащее качество. 80% основных технических средств находятся в эксплуатации по 15-20 лет. Из 42 тыс. почтовых отделений половина нуждается в срочном ремонте, из них около 10% — в состоянии, близком к аварийному.

За период с 2009 по 2012 годы Почта России инвестировала в модернизацию инфраструктуры более 33 млрд рублей собственных средств. В то время как ежегодная потребность в инвестициях составляет 19 млрд рублей. Однако федеральный почтовый оператор может направлять на модернизацию только от 8 до 13 млрд рублей в год. Недоинвестирование грозит деградацией отрасли, что предопределяет необходимость принятия стратегических решений на уровне государства.

Анализ возможных сценариев дальнейшего развития Почты России показывает наличие трех альтернативных путей.

Первый вариант – поддержание существующей модели бизнеса с умеренной реструктуризацией инфраструктуры. Он требует постоянного значительного финансового участия государства и не дает высокой эффективности.

Второй вариант направлен на значительное сокращение постоянных и неокупаемых затрат (модель «Сбербанка») и подразумевает агрессивное - до 2/3 - сокращение сети отделений почтовой связи.

Третий вариант предполагает ориентацию на рост объемов оказанных услуг преимущественно в письмах, посылках и финансовых/банковских услугах за счет перестройки логистических и сетевых процессов для повышения качества сервиса в соответствии с ожиданиями потребителей.

Именно третий сценарий позволяет обеспечить долгосрочное развитие бизнеса и одновременное выполнение социальной задачи почты, однако его реализация требует активного содействия со стороны государства, а именно: софинансирования комплексной модернизации «тяжелой» инфраструктуры федеральной почтовой связи, изменения законодательства страны в интересах развития почтовой отрасли, а также акционирование предприятия и скорейшее утверждение на государственном уровне стратегии развития национального почтового оператора. Изменение организационно-правовой формы Почты России на ОАО со 100% государственным участием позволит снять ограничения, препятствующие на сегодняшний день рыночному развитию Почты России и являющиеся причиной многочисленных упущенных возможностей, которые могли бы быть использованы федеральным почтовых оператором в интересах потребителей.