Авто Бизнес Экономика

Бум электромобилей в Китае может привести к снижению спроса на бензин

0 1860

Продажи электромобилей и подключаемых гибридов в Китае достигли переломного момента. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, за четыре месяца с июля на их долю пришлось более половины розничных продаж легковых автомобилей. Эта тенденция может привести к снижению спроса на бензин и дизель, что серьёзно повлияет на рынок нефтепродуктов.

Ускоренное внедрение электромобилей в КНР меняет взгляды специалистов на перспективы нефтяного рынка. В отличие от США и Европы, где пики потребления сменялись длительной стагнацией, падение спроса у крупнейшего в мире импортёра сырой нефти будет более выраженным. Брокерская компания CITIC Futures прогнозирует снижение потребления бензина в Китае на 4–5% в год до 2030 года.

«Будущее наступает быстрее в Китае. Мы видим, что среднесрочные ожидания сбываются с опережением графика, и это влияет на динамику роста спроса в стране и во всём мире в течение оставшейся части десятилетия», — сказал Bloomberg нефтяной аналитик Международного энергетического агентства в Париже Кьяран Хили.

Это тревожная новость для мирового нефтяного рынка, для которого почти всё время в текущем столетии Китай служил основным фактора роста. На долю этой страны приходится почти пятая часть мирового спроса на нефть и около четверти спроса на бензин.

Перспектива резкого падения со стороны транспорта усугубляется слабым промышленным потреблением из-за замедления экономического роста. Растущая популярность электрических и работающих на сжиженном природном газе грузовиков сокращает спрос на дизельное топливо. Его потребление в Китае достигло пика в 2019 году и будет снижаться на 3–5% в год до 2030 года, прогнозирует UBS Securities.

Споры о скорости

До сих пор остаётся много неясности, как будет развиваться процесс внедрения электромобилей в Китае. Например, удастся ли когда-нибудь добиться полной электрификации транспорта. И что это будет означать для спроса на топливо.

Ещё один знак вопроса стоит в связи с подключаемыми гибридами. На них приходится значительная часть роста продаж за последние несколько лет, но имеется очень мало данных, в какой степени водители этих автомобилей по-прежнему полагаются на моторное топливо.

МЭА считает, что «безудержная электрификация массового рынка» может привести к снижению спроса на бензин в Китае уже с 2025 года. Это приведёт к среднегодовому падению на 2,1% с 2023 по 2030 год. Другие прогнозисты, такие как CITIC, ожидают более быстрого снижения. Наряду с внедрением электромобилей этому поможет рост эффективности традиционных машин в расходовании топлива, сообщила брокерская компания в конце октября.

Заправка в Китае. © ru.wikipedia.org

Уходящий год может стать «поворотным моментом для китайского рынка нефтепродуктов, когда потребление бензина достигнет пика, а затем резко снизится». Об этом написала старший инженер Института планирования и инжиниринга PetroChina Ло Янтуо на сайте компании. По её словам, количество автомобилей с бензиновым двигателем на дорогах достигнет пика уже в следующем году.

Уникальный случай

Пекин заложил основы для перехода на электромобили более десяти лет назад, предложив субсидии, которые дали автопроизводителям время для увеличения производства и снижения издержек. Это начало приносить плоды в 2021 году, когда объём поставок новых электромобилей почти утроился по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в 2024 году они впервые превысят отметку в 10 миллионов единиц.

По словам исследователя Китая из Оксфордского института энергетических исследований Андерса Хоува, на долю нового электрического транспорта сейчас приходится около 10% всех автомобилей на китайских дорогах. Ожидается, что к 2027 году этот показатель превысит 20%, а к 2040-м годам может приблизиться к 100%. Спрос на топливо для легковых автомобилей в стране снизится примерно с 3,5 миллионов баррелей в день на данный момент до одного миллиона к 2040 году, прогнозирует эксперт.

Китай продвигается к электрификации быстрее, чем другие страны. В США электромобили по-прежнему составляют лишь около 10% от общего объёма продаж автомобилей, а агентство Bloomberg резко сократило прогнозы роста после победы республиканцев на выборах.

По данным МЭА, потребление бензина в Европе сократилось всего на 12% по сравнению с пиковым показателем 2004 года. В этом регионе, где широко распространены работающие на бензине и дизельном топливе машины, потребление моторного топлива в транспортном секторе снизилось всего на 6% по сравнению с максимумом 2007 года.

Вероятное падение спроса на бензин в Китае из-за активного внедрения электромобилей «в некоторых отношениях совершенно уникально», и вряд ли «найдётся ещё одна страна с сопоставимым профилем», заключает Хили из МЭА.