"Нечто" (The Thing)
США-Канада, реж. Матиис Хейнинген, в ролях: Мэри Элизабет Уинстед, Джоэл Эдгертон, Ульрих Томсен, Эрик Кристиан Олсен.
Джон Карпентер мечтал снять продолжение своего легендарного фильма «Нечто» все последние тридцать лет. Но поскольку у гениев отношения с продюсерами всегда бывают прескверными, денег ему никто не дал, и мечта так и осталась мечтой. Тем неожиданнее стал в прошлом году выход римейка. Вернее, не римейка, а приквела – как выразились создатели новой ленты, «фильм Карпентера совершенен, и пытаться снять его римейк – это все равно, что пририсовать усы Моне Лизе».
ОК, пусть так. Приквел, так приквел. Но когда работаешь с оригинальным материалом высочайшего уровня, невероятно трудно не то что превзойти его – хотя бы на уровне остаться. Давайте упростим все и устроим обычное сравнение. Режиссер «Нечто»-2011 – дебютант в полном метре Маттиис Ван Хейнинген. Сценарист – тоже дебютант. Минус Курт Рассел в актерском составе – и еще какой минус! Скромный по нынешним меркам, а уж тем более для фантастических лент бюджет – каких-то 38 миллионов долларов. Ну, вы уже поняли, к чему я клоню. Работа на тройку.
Причем нельзя сказать, что все как-то лезли из кожи вон. Сценарист вообще накосячил практически сразу – на курсы профессиональной подготовки парень явно не ходил, там бы ему рассказали, что выдавать информацию зрителю надо по кусочкам – а он уже в первые же полчаса показал Тварь, с аппетитом заглатывающую ноги несчастной жертвы: хрум-хрум. С кораблем пришельца получилось неплохо в начале, а вот сцена с заводящимися дюзами в финале – явно лишняя, и вообще списана с «Хищника-2» и еще целой кучи фильмов. К тому же, налицо логическое противоречие – ведь Тварь это организм, существующий на клеточном уровне и не имеющий собственного морфизма в принципе, поэтому в оригинале все-таки подразумевалось, что она прилетела на инопланетном корабле как вирус, а не как пилот или законный пассажир этого корабля.
Вообще, гениальную концепцию Карпентера, с которой первоисточник - довольно-таки примитивный рассказ 1938 года «Стой, кто идет» Джона Кэмпбелла (да, я его читал, есичо, прикиньте!) - даже рядом не валялся, в фильме 2011 года спустили на тормозах. Леденящий ужас, который наводило жуткое существо, рядом с которым и Хищник, и Чужие – просто забавные пушистики, передать в новой картине не удалось даже на полшишки. Скорый пиздец всей планете, который неизбежно случится, если Тварь попадет в густонаселенные районы Земли, тут тоже совсем не очевиден. В итоге получился просто средней руки фантастический триллерок – скучный вечер скоротать, да вспомнить еще раз былое – как мы вжимались в кресло от страха 30 лет назад. Единственное, что сделали по уму – это отсылки к оригинальной ленте. Но на это большого ума не надо – такая работа сродни работе троечника, старательно переписывающего из тетрадки отличника правильные ответы, но не решившего самостоятельно ни одной задачки.
И ладно, если бы хоть денег заработали, тогда можно еще было бы покричать о «проклятом Голливуде, который ради денег готов на… опошляет все лучшее… бла-бла-бла». Но нет. Целых десяти миллионов недосчитались продюсеры – результат печальный. Зачем нужно было затевать все это – неясно, хоть убей.