Сегодня не стало Евгения Ясина — одного из отцов-основателей современной российской экономической системы, стоявшего у истоков Российского союза промышленников и предпринимателей и Высшей школы экономики.
В 1994–1997 годах Ясин занимал пост министра экономики России в кабинете Виктора Черномырдина, а в 1997–1998 годах — министра без портфеля. Именно на это время приходится переход от ваучерной приватизации к денежной и так называемым залоговым аукционам.
С одной стороны, во время работы Ясина на министерском посту в орбиту приватизации вовлекались наиболее крупные предприятия базовых отраслей российской экономики, но с другой — приватизация потеряла темп. По оценке А. Ю. Михайлова, казна в 1995 и 1996 годах получала от приватизации около триллиона рублей в год — почти в пять раз меньше, чем предусматривал утверждённый госбюджет.
В таких условиях и возникла идея пресловутых залоговых аукционов, претензии к прозрачности и конкурентности которых выдвигали даже некоторые олигархи, например Владимир Гусинский. Достаточно сказать, что в докладе Счётной палаты РФ «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993–2003 годы» сделки по приватизации, прошедшие в форме залоговых аукционов, прямо названы «притворными», так как «банки фактически „кредитовали“ государство государственными же деньгами».
Между тем основные экономические показатели России по сравнению с 1991 годом — последним годом «унизительного отсталого совка» — продолжали снижаться. Справедливости ради следует отметить, что к концу ясинского министерства темпы снижения несколько замедлились.
Разумеется, Евгений Ясин не был единственным проводником такой политики — вводилась она в первую очередь указами президента Бориса Ельцина, а основными её исполнителями были, помимо министра экономики, первый вице-премьер Анатолий Чубайс и целый ряд председателей Госкомимущества, в том числе небезызвестный Альфред Кох. Тем не менее экс-министр никогда не дистанцировался от этих решений и признавал свою долю ответственности за них.
«Я считаю, что все, что происходило в 1990-е годы и до 2003 года, — это в значительной степени и моя ответственность. Я с себя этой ответственности не снимаю», — говорил Евгений Ясин Владимиру Познеру в 2021 году.
Что касается фигуры того же Анатолия Чубайса, ставшей у россиян одиозной, то некоторые авторы обвиняют экс-министра в том, что тот посодействовал его правительственной карьере: «Ясин, помнится, три дня уговаривал Черномырдина назначить на этот пост (вице-премьера. — Прим. авт.) Чубайса, приходя от него буквально в мокром пиджаке». Евгений Ясин говорил прямо: «Вы знаете, что я друг Чубайса», — и рекомендовал его как «блестящего менеджера».
25 сентября экс-министр финансов России Алексей Кудрин сообщил в своем Telegram-канале о смерти 89-летнего бывшего коллеги, которого оценил как «один из столпов перехода советской экономики к рынку». Отмечается, что в конце августа Ясина доставили больницу с отеком головного мозга и проблемами с сердцем.