Культура

Бытовуха в миниатюре: мастер-кукольник воссоздал уклад русских стариков

4 27747

В современной России детские магазины забиты самыми разнообразными видами кукол, способными говорить, плакать и даже имитировать приём пищи. Целая армия различных барби и кенов с безграничным гардеробом и просто океаном сопутствующих вещей уже является привычным зрелищем. 

Однако во всём этом великолепии потребительства всегда не хватало и до сих пор не хватает души: пластмассовый мир с застывшими пустыми улыбками и милыми, но бесчувственными глазами, которые иногда занимают 90% лица — вот что представляют собой большинство этих кукол.

Безусловно, глупо предъявлять подобные претензии массовой индустрии, нацеленной на получение прибыли и удовлетворение желаний миллионов детей. Без стандартизации тут просто не обойтись. 

Однако я думаю, что именно этот общий фон и придаёт особую ценность работам мастера-кукольника Ирины Верхградской. Она создаёт целые миры, наполненные эмоциями, которые, так или иначе, знакомы многим из нас.

© Ирина Верхградская © Ирина Верхградская

Женщина уже на протяжении долгого времени создаёт куклы, посвящённые истории, культуре, а также повседневной жизни России. Её коллекция работ, показывающая жизнь российских стариков, уже давно вдохновляет людей взять телефон и позвонить своим родителям, чтобы узнать, как они поживают и просто сказать им о своих чувствах.

© Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская

Как она рассказала гражданскому журналисту «Ридуса», её творческий путь начался с мамы, а точнее с куклы, которую она сама сшила и подарила ей.

«В моём детстве не было красивых и нарядных кукол, поэтому мама взяла и сама сшила мне мою самую любимую куклу, которую я назвала Людкой. И даже потом, когда мне мама смогла купить большую и красивую куклу из папье-маше, которая говорила даже „мама“, Людка все равно спала рядом со мной всю ночь», — сказала она.

После этого ещё одну куклу ей сделала уже старшая сестра, которая также сшила ещё несколько халатиков, шапочек и другой одежды для игрушки. Когда же сестре надоело пополнять гардероб куклы, Ирина начала делать это сама, попутно создавая вручную друзей и семью для своей игрушки.

«Сейчас у меня всего более 1600 работ на разные темы. Данный проект носит название — „Маленький мир“. Это как бы отражение нашего большого мира. У меня есть много разных любимых работ. Это и какие-то удачно получившиеся персонажи мировой и российской истории или культуры: Пушкин, Янковский, Гундарева, Мигуля, Дассен и некоторые литературные герои: маленький принц, Чук и Гек, Тарас Бульба», — отметила Ирина.

© Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская

Хотя у мастерицы огромное множество работ, самыми примечательными всё же являются куклы из серии «Дорогие мои старики», в рамках которой она воссоздаёт жизнь пожилых людей в характерной российской атмосфере. Именно они привлекают больше всего внимания и заставляют вспомнить о своих пожилых родителях и других родственниках.

«Эти работы представляют собой, возможно, не послание, но как минимум посыл или надежду, что кому-то они напомнят о близких им людях, возможно, из прошлого. Также, может быть, кто-то захочет навестить своих пожилых родственников. Люди часто пишут под фотографиями этих моих работ: „как похожа на мою бабушку Нюру“, „пойду обниму маму“, „сейчас позвоню бабушке“. Один мужчина как-то написал, что утром поссорился с отцом, а потом посмотрел на мою работу и пошёл с ним мириться», — указала она.

© Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская

По словам Ирины, некоторые композиции представляют собой её собственные воспоминания, при этом люди пишут, что в этих личных работах многие узнают себя и свои истории.

«Допустим сценку „На балконе“ я сделала в память о своей маме. А после я прочитала, как женщина написала под этим фото, что это точь-в-точь её мама. Она указала, что её мама тоже сидела на балконе и ждала её, а когда эта женщина подходила к дому и поднимала голову, мама махала ей ручкой. Эти слова очень меня тронули, потому что у нас с ней оказались общие воспоминания», — рассказала мастер.

© Ирина Верхградская © Ирина Верхградская

Ирина отмечает, что в настоящий момент нет какого-то постоянного места, где представлены её куклы, однако недавно выставка её работ открылась в мультимедийном парке «Россия — моя история», который располагается в Омске. Среди 170 творений мастерицы, посвящённых России, есть также несколько экспонатов, относящихся как раз к старикам.

«Про выставки в других странах даже и думать не хочу, пока в России столько желающих посмотреть мою коллекцию. Хочется проехаться с ней по российским городам. Мне каждый день задают вопросы из разных мест по поводу того, планируется ли проведение выставки у них. Однако, к сожалению, пока предложений от музеев мало», — заключила она.

© Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская © Ирина Верхградская