Лидерам ЕС предстоит многое сделать в ближайшие пять лет: восстановить динамику экономики, сократить выбросы углекислого газа, преобразовать энергетическую и цифровую инфраструктуры, создать надёжный оборонный потенциал и пережить любые неожиданные потрясения. Чтобы иметь хоть какой-то шанс на успех, блоку потребуется соизмеримый с поставленной задачей бюджет. Пока что денег явно не хватает.
Пожалуй, бюджет является наиболее важным показателем согласованности действий и приоритетов государства, считает редколлегия Bloomberg. В США федеральный бюджет, составляющий около 25% от валового внутреннего продукта, намного превышает бюджеты штатов, обеспечивая предоставление населению важнейших общественных благ.
Федеральное правительство США нельзя назвать образцом финансовой осмотрительности, но оно оплачивает расходы в виде обороны, строительства автомагистралей между штатами и фундаментальных исследований, а также автоматически перераспределяет средства во время кризисов, помогая стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших районах. В ЕС нет ничего подобного.
Регулярный бюджет Европейской комиссии составляет всего 1% от ВВП. Он рассчитывается заранее на семилетние периоды. Следующим будет срок с 2028 по 2034 год. В основном всё зависит от взносов государств — членов ЕС, у которых нет достаточных стимулов для финансирования проектов, приносящих выгоду за пределами их границ. Результатом являются плохая координация и неадекватное обеспечение товарами и услугами — от боеприпасов до подключения к электросети.
Любое серьёзное антикризисное реагирование требует согласия всех 27 членов. Создание фонда для борьбы с пандемией коронавируса объёмом 750 миллиардов евро, который временно увеличил расходы ЕС до 1,6% ВВП, считается прорывом.
Штаб-квартира Европейской комиссии в Брюсселе. © ru.wikipedia.org
Политики признают проблему. Они предложили увеличить объём целевых поступлений в бюджет ЕС из таких источников, как тарифы, связанные с изменением климата, или налог на добавленную стоимость. В недавнем докладе о конкурентоспособности бывший президент ЕЦБ Марио Драги одобрил выпуск облигаций ЕС, которые могли бы профинансировать столь необходимые государственные инвестиции, помочь объединить европейские рынки капитала и повысить доверие к единой валюте — примерно так же, как это сделало для США появление казначейских ценных бумаг в конце XIX века.
Так в чём проблема? Дело в том, что относительно богатые страны вроде Германии и Нидерландов боятся, что увеличение общего бюджета и заимствований принесёт пользу более бедным странам за их счёт. Эта позиция выглядит особенно странно для Германии, где недовольство слабеющей экономикой и бездействием правительства подпитывает поддержку экстремистских партий. Германия явно выиграет от повышения безопасности, улучшения инфраструктуры и снижения цен на энергоносители, которые может обеспечить хорошо реализованная инвестиционная программа ЕС.
Из-за этого тупика Еврокомиссия вынуждена работать на пределе возможностей. Среди наиболее амбициозных идей, выдвинутых официальными лицами на данный момент, отмечается переориентация существующих расходов на такие приоритеты, как оборона, и рефинансирование части долга фонда борьбы с пандемией коронавируса, чтобы отсрочить бюджетные трудности, которые повлекут за собой выплаты.
Но этого недостаточно.
Экономическая стагнация, изменение климата, геополитические проблемы и растущий популизм требуют более решительных действий. Лидеры ЕС должны показать, что они способны быть на высоте положения и подкреплять свои убеждения реальными деньгами, заключают авторы Bloomberg.