Бывший заместитель министра иностранных дел РСФСР Андрей Федоров прокомментировал «Ридусу» сообщения о якобы существовавших в советском руководстве при Михаиле Горбачеве планах продать Финляндии за 15 миллиардов долларов территории к северу от Ленинграда, утраченные ею по итогам советско-финской и Второй мировой войн.
Российские и финские СМИ вспомнили о «планах продажи Выборга» в связи с выходом новой книги финского политолога Юкки Сеппинена, в прошлом служившего в Министерстве иностранных дел, — «Когда президент Койвисто предотвратил возвращение Карелии». Сеппинен утверждал, что в годы развала СССР у Финляндии «был шанс» возвратить утерянные территории. В 2019 году об этом же сообщала финская газета Helsingin Sanomat, ссылаясь на Федорова.
Юкка Сеппинен пишет, что советское, а позднее российское правительство хотело избавиться от бывших финских территорий, но президент Финляндии Койвисто заколебался, опасаясь, что Выборг будет конкурировать с городами западной части страны, и сделка не состоялась.
При Горбачеве эта тема практически не обсуждалась. В 1991 году подобные идеи уже высказывались, но они оставались на уровне внутренних разговоров, — рассказал Федоров в беседе с «Ридусом».Бывший замминистра иностранных дел РСФСР добавил, что если бы сделка по «продаже Выборга» и других полученных СССР в 1944 году территорий состоялась, то в условиях ослабления страны в те годы она могла бы стать прецедентом для пересмотра итогов Второй мировой войны и установленных ею европейских границ.
С экономической точки зрения мы, конечно, могли бы получить большие деньги. Но куда бы они тогда пошли? — дополнил Федоров.Российский историк Баир Иринчеев, обсуждая с «Ридусом» возможность продажи Финляндии Карельского перешейка и Северного Приладожья, добавил, что такая сделка, будь она совершена в реальности, создала бы проблемы для русскоязычного населения этих районов:
Открытым остается вопрос, что стало бы с населением, которое здесь проживало и проживает. Я сомневаюсь, что всем им сразу дали бы финские паспорта. Скорее всего, они оказались бы в позиции ущемленного меньшинства, как русскоязычные в Прибалтике.Историк добавил, что приближение государственной границы к одному из важнейших экономических центров страны — Санкт-Петербургу — в итоге испортило бы отношения Москвы и Хельсинки, так же, как это произошло в конце 1930-х годов:
Уже к 2010 году, уже при Путине это снова вызвало бы большую озабоченность России. И случилось бы то же самое, что с Крымом. Тем или иным способом Россия бы себе снова вернула эти земли, и это катастрофически ухудшило бы наши отношения с Финляндией.По словам Иринчеева, теоретический шанс получить обратно утраченные в двух войнах с СССР земли у Финляндии в начале 1990-х годов был. За это активно выступали финны, проживавшие в прошлом в этих районах, и их потомки: во время Второй мировой войны Выборг, Приладожье и Карельский перешеек покинули несколько сотен тысяч человек.
Это было важно для поколения, которое там родилось, жило, выросло, и в 1990 году эти люди были еще живы и активны, у них было мощное лобби. Но уже прошло 30 лет, и люди, которые хотели бы туда вернуться, уже ушли в лучший мир. Сейчас никто в Карелию из Финляндии не поедет. У них другая повестка: падение рождаемости, безработица, беженцы, да еще и коронавирус, — сказал историк.Ранее Геннадий Бурбулис, исполнявший в конце перестройки обязанности государственного секретаря РСФСР, категорически отверг обвинения в «продаже Выборга» в адрес горбачевского руководства.