Военные конфликты

C-70 «Охотник-Б» или Shahed-161. Какой БПЛА успешно применили ВКС России?

0 3650

На днях ряд новостных СМИ и блогеров пустились во все тяжкие в попытке идентификации зафиксированного на сумском операционном направлении малозаметного разведывательно-ударного БПЛА ВКС России. Некоторые блогеры-обозреватели выдвинули предположение о первом с момента начала СВО «боевом крещении» тяжёлого многофункционального разведывательно-ударного БПЛА С-70 «Охотник-Б».

«Охотник-Б»

Как известно, один из первых опытных прототипов этого уникального дрона прошёл полноценную программу натурных испытаний в сетецентрической увязке по защищённым радиоканалам связи с многофункциональным истребителем пятого поколения Су-57. Самолет выступал в качестве ведущего воздушного пункта боевого управления и целеуказания в звене, а беспилотник — в качестве ведомой машины (так называемого концептуального аналога американских БПЛА семейства Loyal Wingman). В ходе вышеуказанных испытаний, проведенных в 2020 году, были осуществлены:

  • Отработка цифрового перехвата воздушных целей условного противника посредством учебно-лётных модификаций (УЗР-73/74 и РВВ-СД-УЛ без РДТТ и боевых частей) ракет класса «воздух — воздух» малой и средней (большой) дальности Р-73РМД-2 и РВВ-СД по целеуказанию от многофункционального истребителя пятого поколения Су-57, который обнаруживал цели с помощью бортового АФАР-радара Н036 «Белка» и оптико-электронного комплекса ОЛС-50М в инфракрасном диапазоне, а затем выдавал целеуказание «Охотнику-Б» для цифровых / виртуальных пусков Р-73РДМ-2 и РВВ-СД. Для этого был задействован радиоканал типа КДлИ в частотном диапазоне от 960 до 1250 МГц, применяемый радиостанцией С-111-Н.
  • Отработка задач по нанесению точечных ударов по наземным объектам противника с программно моделируемым применением «цифровых» моделей малозаметных тактических ракет большой и сверхбольшой дальности Х-59МК2 и Х-50. В качестве платформы целеуказания также применялся перспективный многофункциональный истребитель Су-57. Стоит отметить, что в качестве источника целеуказания по наземным целям для БПЛА С-70 «Охотник-Б» могут выступать АФАР-модули бокового обзора Н036Б-1-01Л и Н036Б-1-01Б, функционирующие как в режиме обнаружения и сопровождения воздушных объектов, так и мониторинга земной поверхности в режиме синтезированной апертуры с возможностью классификации колонн бронетехники на удалении до 120 километров и одиночных единиц техники — до 50–70 километров.
  • Почти Shahed

    Как следствие, необходимость испытания данного БПЛА в боевых условиях для дальнейшего обновления ПО и элементной базы в серийных модификациях вполне предполагает возможность его появления в зоне спецоперации. Тем не менее на единственном фото присутствуют и объективные конструктивные факторы, указывающие на принадлежность обнаруженного БПЛА компоновки «летающее крыло» к семейству иранских разведывательно-ударных БПЛА Shahed-161/171. О чём идёт речь?

    БПЛА Shahed-161/171.© mil.ru

    На фото отчётливо видна аэродинамическая компоновка хвостовой кромки планера, представленная малым верхнеориентированным сопловым блоком ТРД, интегрированным в обшивку планера, в то время как сопла двухконтурных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф БПЛА «Охотник-Б» размещены в отдельной мотогондоле, обрамлённой угловатым П-образным хвостовым вырезом.

    Также можно заметить, что обратная стреловидность хвостовой части отечественного перспективного БПЛА «Охотник-Б» гораздо выше, нежели у запечатлённого на фото СМИ беспилотника. У нашей машины она составляет 40–45 градусов, в то время как у зафиксированной в зоне спецоперации машины — не более 25 градусов. Не менее важным параметром является и соотношение длины планера к размаху крыла БПЛА, которое у представленного на фото беспилотника составляет 1:3, а у «Охотника-Б» — 1:1,5. Разница вполне очевидна. Стало быть, по совокупности конструктивных особенностей обоих летательных аппаратов можно прийти к окончательному выводу, что БПЛА на опубликованном турецкими военно-аналитическими порталами фото является одной из модификаций иранского разведывательно-ударного БПЛА Shahed-161.

    Да, безусловно, тактико-технические параметры и спектр применяемого «Шахидом-161» планирующего управляемого ракетно-бомбового вооружения не обеспечивают поражения того перечня фортифицированных сооружений, который может быть поражён малозаметными тактическими ракетами Х-59МК2, Х-50 и Х-35У (последние могут применяться в режиме «воздух — земля»). Тем не менее грузоподъёмность в 100 килограмм вполне обеспечивает возможность размещения в двух внутрифюзеляжных отсеках Shahed-161 как минимум двух управляемых бомб КАБ-50 с полуактивными лазерными ГСН либо четырех малоразмерных КАБ-20, которыми может быть поражена вражеская бронетехника и полевые опорные пункты противника.