Банк России разработал базовые стандарты для микрофинансовых организаций при работе с частными лицами. В частности, МФО теперь должны проверять личность претендента на кредит по определенным параметрам при выдаче займа онлайн.
Компании обязаны применять минимум пять из десяти допустимых способов проверки (или три, если используются высокотехнологичные средства). В их числе действительность документа, удостоверяющего личность (проверяться через госсервисы), банковской карты и контактных данных (номер мобильного телефона, адрес электронной почты), а также кредитная история и соответствие внешности заемщика фотографиям в предоставленных документах.
Новые правила вступят в силу 23 апреля. Их соблюдение будут контролировать профильные саморегулирующиеся организации. Таким образом ЦБ рассчитывает предотвратить случаи мошенничества с использованием чужих персональных данных при оформлении онлайн-займов.
Позиция МФО
МФО сами несут ущерб от таких мошеннических действий, поэтому заинтересованы в борьбе с ними, отмечает генеральный директор МКК Creditter Игорь Смирнов.
«МФО во многих направления своей деятельности выступают новаторами, и уже сейчас применяют не менее 3-5 способов, рекомендованных регулятором, и двигаются по пути их расширения», - сказал он «Ридусу».
Требования к проверке клиентов появились своевременно и будут мотивировать рынок равняться на этот новый стандарт, считает эксперт.
«Мы планируем проанализировать требования ЦБ, сверить их с собственными планами по развитию скоринга в этом году. Некоторые из предложенных новых методов мы точно можем интегрировать в свой рабочий процесс», - говорит он.
Для потенциальных заемщиков нововведения особых проблем не сулят, утверждают участники рынка, поскольку МФО и так уже достаточно жестко оценивают претендентов на фоне роста просроченных долгов, и новым клиентам получить займ довольно сложно.
На что россияне тратят микрозаймы
По данным финансовой онлайн-платформы Webbankir, каждый третий займ в МФО россияне берут на неотложные нужды. В 2022 году на такие кредиты пришлось 37,1% от общих выдач против 35,6% годом ранее.
Доля крупных покупок – 17,3% (в 2021-м – 16,8%). К ним относится бытовая техника и электроника, одежда, мебель и прочие дорогостоящие товары. Также в ТОП-3 вошел ремонт квартиры или дома – 13,9% против 12,1% в 2021 году.
Кризис на автомобильном рынке снизил долю займов на ремонт и страхование автомобилей — с 7,7% до 6,3%. Также стали реже брать кредиты в МФО на медикаменты и лечение — 6% против прежних 7,1%. Здесь, видимо, сказалось ослабление пандемии. А стремление к экономии сократило долю займов на праздники и подарки (с 5,6% до 4,7%), а также на отпуска и поездки (с 4,5% до 4,1%).
За рефинансированием имеющихся долговых обязательств в МФО в 2022 году обратились 3,4% клиентов. Этот показатель практически не изменился по сравнению с 2021 годом (3,2%).