Авто

Цейтнот, шах и мат, или что грозит вам при покупке «Шеви Нива» в трейд-ин

0 9792

Многим кажется, что лихие 90-е безвозвратно прошли. Однако не стоит обольщаться: наша автомобильная жизнь до сих пор проходит в реалиях бизнеса, созданного именно тогда.

Рассказываем, как девяностые вылезают из закоулков автобизнеса, на примере покупки подержанной Chevrolet Niva у официального дилера.

Почему иногда срочно нужен подержанный автомобиль?

Ответ на вопрос, зачем здравомыслящему человеку может срочно понадобиться подержанный автомобиль, укладывается в одно слово: цейтнот.

Цейтнот — это ситуация в шахматном турнире с контролем времени. Возникает в результате просчетов шахматиста, когда он слишком долго думает над ходами, пока время есть. К концу партии не остается времени на обдумывание, шахматист едва успевает передвигать фигуры и делает неизбежные ошибки.

К цейтноту в нашем сюжете привели два фактора. Первый: я — олдскульный автолюбитель, самостоятельно ремонтирующий автомобили. Двадцатилетний опыт разбирательств с каверзными ситуациями превратил ремонт в увлечение и привел к бессмысленности покупки нового автомобиля (скучно будет без ковыряния).

К тому же цены на новые авто космические, и я выжимаю из старых автомобилей ровно столько же пробега, но с меньшими вложениями. Назовите это деформацией, и так оно и есть, но это сильное ощущение — смотреть, как старый полуразрушенный автомобиль медленно оживает в твоих руках. В США DIY-культура развита невероятно. У нас пока преобладает потребительский подход, но гордое сообщество «сделай-сам-автомобилистов» живет и с презрением относится к насмешкам и доводам владельцев кредитных «фокусов».

Однако при таком эмоциональном отношении к старым автомобилям нередко пропускаешь момент, когда наступает необратимая деградация «янгтаймера».

Это привело к причине цейтнота номер два. Усталость металла, износ и коррозия объединились, чтобы добить 26-летний дизельный Suzuki Vitara/Escudo, с которым я прожил слишком долго. Прямо на ходу у него отвалился топливный бак со сгнившей задней перекладиной рамы. Бак не упал на асфальт и не устроил пожар. Однако средства передвижения я лишился.

Suzuki EscudoSuzuki Escudo.Дмитрий Александров

Приключение с баком произошло 24 августа, накануне Дня знаний. Мне был позарез нужен автомобиль, чтобы возить ребенка в школу за 20 километров в одну сторону. Найти сварщика, доставить автомобиль на эвакуаторе и получить его назад в рабочем состоянии за шесть дней очень сложно.

В поисках «колес»

Решение приобрести другой автомобиль, а первый починить и продать было логичным. То, что он должен быть подержанным, сомнений не вызывало. Недостаток свободных денег и непреходящий интерес к ковырянию — все это говорило в пользу покупки б/у.

Но где так быстро купить подержанный автомобиль? Идти на популярные агрегаторы автомобильных объявлений? Но отсмотреть за шесть дней хотя бы три автомобиля у частных владельцев — задача не менее нетривиальная, чем вернуть в строй Suzuki.

Где можно посмотреть несколько автомобилей сразу? Ответ очевиден — в трейд-ин. Площадки трейд-ин бывают разные — от мутных полукриминальных автоломбардов до официальных дилеров. Второй вариант в сознании покупателя вызывает больше доверия. Туда и было решено отправиться.

Как сузить выбор вариантов покупки в условиях цейтнота?

У меня давно сложились требования, которым должен соответствовать автомобиль с пробегом в нынешние непростые времена: никакого премиума, настоящий полный привод (круглый год на даче в Подмосковье), доступные запчасти, максимальная молодость при бюджете до 350 тысяч рублей.
Проницательный читатель уже сообразил: этим требованиям в полной мере соответствуют только отечественные автомобили. Но Ульяновский автозавод делает слишком больших и прожорливых мастодонтов, не очень-то пригодных для перевозки ребенка в школу. И они быстро ржавеют.

Остается отечественная Lada, а также «метис» — Chevrolet Niva. Они тоже ржавеют, но при прочих равных за 350 тысяч можно купить более «живой» экземпляр.

Вероятно, подобные требования есть не только у меня, но и у любого опытного автомобилиста.

Почему автодилеры собирают на своих площадках такую рухлядь?

Не имея опыта общения с отделами продаж автомобилей б/у, я наивно думал, что в трейд-ин попадают относительно приличные автомобили. Ну зачем, думал я, дилеру скупать неликвид? Но нет, трейд-ин в России, оказывается, странная штука. Новые автомобили стоят космических денег. Видимо, поэтому дилер готов взять в трейд-ин все что угодно, лишь бы смелый клиент не одумался и все-таки купил у него новое авто.

Я не ожидал увидеть в автопарке официального дилера такую рухлядь. Несчастные, «усталые» и гнилые автомобили заполняли парковки официального дилера, куда я отправился в поисках подходящей «шнивы». Многие машины прогнили до дыр, была даже битая «четверка!» Сложно сказать, на каких условиях дилер их забирает у бывших хозяев, но явно не на слишком выгодных. Иначе такую рухлядь прибыльно не продать.

Я посмотрел три Chevrolet Niva на двух площадках — на Рябиновой улице и на МКАД. На одной менеджер даже не пытался мне что-то продать — то ли от усталости, то ли от избытка совести. Впрочем, это было только на руку: осматривать подержанный автомобиль под треп о его выдающихся качествах — это слишком.

Все автомобили были 2010—2011 года выпуска. Два были в плачевном состоянии. На одном пробег был явно и беспардонно скручен. Для тех, кто этим занимается, пробег до 50 тысяч на полусгнившем автомобиле, у которого плохо открываются замки на дверях, выглядит странно. Допускаю, что это делает не дилер: рядом стоял точно такой же автомобиль с пробегом 150 тысяч, и он выглядел лучше. Нелогично скручивать пробег не всем подряд, поэтому, думаю, все же бывший владелец постарался.

Третий экземпляр имел несколько преимуществ. Он был тоже весьма поцарапанный и запущенный, как и первые два, но при пробеге 85 тысяч километров казался соответствующим ему.

Все опытные автомобилисты знают эти субъективные признаки честного пробега. Эксплуатация оставляет следы на всем — на кузове, на салоне, на краске, на каждой детали. Даже предметы, которые, возможно, с завода никто не трогал, вроде жгутов проводов, становятся какими-то пожухлыми. На каждую маленькую деталь действует сочетание грязи, реагентов, тепла и холода, паров технических жидкостей и, конечно, вмешательство рук сервисменов.

На кузове третьего автомобиля, как и двух других, присутствовала коррозия внизу в проемах задних дверей, но это проблема Lada, не дилера. Что творилось под накладками порогов (комплектация Bertone), увидеть было невозможно. Места сколов на капоте и в других местах также успели покрыться рыхлой, но явно не проникающей ржавчиной, в боковой части заднего бампера зияла дыра.

Многие детали при этом выглядели как новые. Именно так и должно быть при небольшом пробеге — грязь не успевает въесться в пластик, коррозия не успевает забраться на расположенные высоко над землей поверхности, резинки не ссыхаются, песок не успевает иссечь фары и так далее.

У экземпляра было одно важное с учетом специфики Lada преимущество — сплошной, хорошо сохранившийся слой антикора по всему днищу. Было заметно, что хозяева (их было двое) сначала автомобиль любили, но после охладели к нему, запустили и в финале сдали в трейд-ин.

Отсутствие ухода было заметно, например, по течи в районе датчика блокировки раздатки: любящий хозяин такие копеечные проблемы устраняет, даже если он не богат.

Тем не менее отсутствие следов ДТП на конструктивных элементах, небольшие очаги коррозии только в доступных местах, антикор, топовая комплектация, работа всего, кроме кондиционера, и неизношенный салон привели автора к решению приобрести автомобиль.

Многого, очень многого я не разглядел сразу, но предугадал, но об этом позже.

Дмитрий Александров

Сколько стоит Chevrolet Niva 2011 года?

Автомобиль оценили в 360 тысяч рублей — больше, чем первые две усталые машины. Менеджер парка трейд-ин на второй площадке сумел кое-как продемонстрировать заинтересованность в клиенте и сразу предложил скидку в 40 тысяч. Я просил больше, но получил ответ «начальство не одобрило».

История со скидкой оказалась дважды фейком, и я это понимал. По крайней мере, первый «слой» понял: скидка в 40 тысяч была дискаунтом с очевидно завышенной цены за Chevrolet Niva 2011 года. К сожалению, не разглядел второй — опять же по причине цейтнота и собственных ошибок.

Мне казалось, что 90-е годы прошли и мне не попытаются всучить услуги, о которых я не просил. Но нет, «играть в шахматы» пришлось с «гроссмейстером О. Бендером».

Дело в том, что я решил взять кредит на всю сумму. Необходимые 300 тысяч были, но выдернуть их неожиданно из семейного бюджета было слишком опрометчиво. Взять кредит на небольшую сумму в 300 тысяч было лучшим решением в длительной перспективе. Развалившийся Suzuki предстоит отремонтировать и продать, и это существенно снизит сумму кредита и ежемесячный платеж.

Каково же было мое удивление, когда в финальном договоре, составленном с менеджером кредитного отдела, я вновь обнаружил сумму в 360 тысяч (точнее, даже больше, с учетом ОСАГО). Автосалон навязал некую «гарантию на автомобиль с пробегом» за 46 тысяч. Абсолютно бессмысленную при ближайшем рассмотрении. Заметил я это поздновато — по причине все того же цейтнота — и, вынужденный двигать фигуры, почти не думая, подписал договор.

Чего не заметил я что и скрыл автосалон?

Теперь мне известно, что при покупке подержанного автомобиля из парка трейд-ин автосалон выдает клиенту бумагу с гордым названием в духе «лист оценки». Сей «документ» (как и гарантию) следовало бы назвать филькиной грамотой. Возможно, он подходит для споров в отделе претензий автосалона и судебных разбирательств, но больше ни на что не годится.

В бумажке содержалось описание поверхностных повреждений (не всех) и утверждение о «необходимости замены радиатора кондиционера». Это побудило менеджера на голубом глазу заявить, что «по технике там все хорошо». То была наглая ложь. Хотя бы потому, что радиатора кондиционера в автомобиле не обнаружилось.

Дмитрий Александров

Проблемы начались сразу после покупки. Автомобиль два месяца простоял на площадке — достаточно, чтобы с аккумулятором без подзарядки произошли необратимые изменения. Я еле доехал домой, один раз случайно заглушив двигатель на заправке. К счастью, это произошло в 50 метрах от автосалона, и менеджер соизволил подойти с бустером (с которым он не расстается, потому что аккумуляторы умерли у всех авто на площадке), чтобы помочь завестись. Новый аккумулятор был приобретен за 3500 рублей со сдачей старого.

Через несколько дней отвалился глушитель — прямо как в дешевой кинокомедии.

В последующие дни обнаружилось:

  • фрагментарное отсутствие элементов системы кондиционирования (придется приобретать целиком всю систему б/у);
  • периодически вылетающие две ошибки — устранено: замена ДПДЗ (360 рублей) и дважды добавление в бензин очистителя катализаторов FENOM за 360 рублей (автомобиль 2011 года, ЕВРО 4);
  • течь рабочего цилиндра сцепления (пришлось бегать за тормозной жидкостью далеко от дома) — устранено: 1080 рублей за цилиндр и 250 рублей за тормозную жидкость;
  • кипение из-за бракованной крышки расширительного бачка — устранено: тюнинговая крышка за 128 рублей;
  • очень приличная течь антифриза из отслужившего свой срок радиатора — устранено: радиатор ДААЗ оригинальный за 2300 рублей;
  • течь масла из-под крышки головки блока;
  • течь датчика блокировки в раздатке;
  • шум выжимного подшипника сцепления (грядет замена всего комплекта);
  • невыясненные пока легкие стуки в подвеске;
  • шум роликов и плохое состояние ремня привода навесного оборудования — устранено: 608 рублей за ролики GMB и около 500 рублей за два ремня.

Да-да, «по технике у нее все хорошо».

Типичное место возникновения коррозии на Chevrolet NivaТипичное место возникновения коррозии на Chevrolet Niva.Дмитрий Александров

Коррозия на порогах оказалась обратимой, как выяснилось после снятия накладок. Все было зачищено и покрашено (2000 рублей на эмаль, грунт, преобразователь ржавчины), но необходимо вварить одну заплату в области задней левой арки.

Вместо заключения

Я понимаю, что такое автомобили Lada и что их качество вот уже лет 20 чуть ли не худшее по рынку. Та же ржавчина под накладками Bertone, например, начинается из-за отвратительной заводской покраски. Я знал, на что шел, и не питаю иллюзий по поводу возможности приобрести автомобиль без доделок за 350 тысяч (новая Lada Niva стоит около миллиона). Вложив в пределах 50 тысяч, со своими умениями я получу автомобиль, который проедет еще 150, а то и более, тысяч километров и не обрастет сквозной коррозией. Из цейтнота я вышел, затратив трое суток от решения до покупки.

Но какими серьезными неприятностями и большими расходами обернулась бы покупка того же самого автомобиля для человека, не имеющего моего опыта?

Мне не нравится, что 90-е в автобизнесе продолжаются. Не устраивает, что подержанные автомобили стоят на площадке, как на свалке, и никто даже не пытается оценить их реальное состояние, тем более привести в порядок для продажи по вовсе не дисконтным ценам. Не устраивает, что в автосалоне к покупателям относятся как к скоту и что им лгут все, начиная от менеджера по продаже автомобилей с пробегом и заканчивая менеджером кредитного отдела, впаривают бессмысленную гарантию.

И пока бизнес ведут вот так, как в этом автосалоне, мы будем жить в 90-х.