Экономические трудности карантина и резкие кульбиты нефтяного рынка пока не сильно отражаются на курсе российского рубля. Сохранять невозмутимость ему помогают долларовые инъекции Банка России. Валютной «подушки» ЦБ хватит минимум до конца года, полагают аналитики Росбанка.
С 10 марта регулятор продает валюту в рамках бюджетного правила, компенсируя выпадающие доходы бюджета от нефти дешевле 42,4 доллара за баррель. С 19 марта добавились дополнительные интервенции из средств, вырученных от продажи Сбербанка. Эти ресурсы вступают в игру, когда цены на Urals опускаются ниже 25 долларов за баррель. И именно они служат основной причиной поддержки рубля.
На прошлой неделе регулятор в среднем продавал валюту в объеме 9,3 миллиарда рублей в день сверх объявленных 3,5 миллиарда рублей в рамках бюджетного правила. С начала текущей недели дополнительные объемы выросли до 11−16 миллиардов рублей в день вслед за ухудшением ситуации на нефтяном рынке, — говорится в аналитической записке Росбанка.Но этот «колодец» не бездонный. За месяц дополнительных интервенций регулятор уже потратил свыше 12% от стоимости пакета Сбербанка. При цене Urals на уровне 14 долларов за баррель ЦБ сможет поддерживать валютный рынок еще 6−6,5 месяцев, а если Urals будет торговаться в районе 22 долларов за баррель, запаса прочности хватит на 9 месяцев, прогнозируют аналитики.
Сколь веревочке не виться…
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusС расчетами Росбанка соглашается руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Перспектив к росту стоимости нефти нет, отмечает он: прогнозируется, что баррель Urals будет на уровне 10−20 долларов на протяжении минимум 3 месяцев.
Однако поддержка курса рубля валютными интервенциями при гигантских потерях экономики из-за эпидемии коронавируса может обойтись слишком дорого, предупреждает он. Кроме того, слабый рубль выгоден с точки зрения наполнения бюджета, в котором прогнозируется дефицит по итогам года на уровне 5,6−9 триллионов рублей.
Так что рано или поздно ЦБ может закончить политику поддержки рубля с использованием резервов. Для россиян это означает рост цен и инфляции (до 8−10%), обесценивание рублевых накоплений, — констатирует эксперт.Банк России неоднократно заявлял, что курс рубля находится в свободном плавании, и цель бюджетного правила — не поддержание национальной валюты, а стабилизация экономики и рынка биржевых инструментов в условиях волатильности, связанной с рынком нефти, напоминает инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Заложенный в эту формулу механизм интервенций работает автоматически и при определенных сценариях может быть исчерпан, а тратить на поддержку рубля какие-то другие резервы регулятор не будет, полагает эксперт, по крайней мере, до тех пор, пока на рынке не сформируется какая-то экстраординарная волатильность, которая угрожает разрушить экономику. Чисто теоретически таким уровнем, например, может стать взлет курса доллара выше 120 рублей.
Хотя я не уверен, что даже в этом случае будут приняты какие-то меры, потому что у нас уже достаточно длительный период таргетируется инфляция, она достаточно низкая, и, наверное, даже такой курс рубля не будет опасен. Но, я думаю, именно этот пороговый уровень, по крайней мере, может спровоцировать обсуждение каких-то решений, — рассуждает аналитик.Все вернется
© Игорь Ставцев/Коллаж/RidusНа данный момент вероятность такого критического сценария исчезающе мала, подчеркивает Нигматуллин. Во-первых, основным фактором относительно крепкого рубля, по его мнению, сейчас служат не интервенции ЦБ, а резкое сокращение спроса на импорт из-за карантина. Во-вторых, на горизонте 6−9 месяцев нефть, скорее всего, войдет в диапазон, соответствующий отсечке бюджетного правила.
По сути, то, что мы сейчас наблюдаем, это краткосрочная тенденция, связанная с острой фазой кризиса на фоне карантина. И эти карантинные меры были введены очень резко, и так же резко могут быть отменены. То есть, это первый в истории человечества рукотворный кризис, который может быть отменен в любой момент. И я не думаю, что карантинные меры продлятся так долго, — поясняет эксперт.Китай и ряд европейских стран уже постепенно снимают ограничения, и можно предположить, что через несколько месяцев они если и не исчезнут полностью, то уже не будут действовать в том виде, как сейчас. И с очень высокой вероятностью черное золото подорожает.
Прогнозировать курс рубля на ближайшую перспективу в момент, когда нефть торгуется в отрицательных значениях, бессмысленно, считает аналитик, потому что сейчас на рынке продолжают ощущаться остаточные эффекты паники. Не исключено, что часть игроков опасаются, например, отмены бюджетного правила в текущих обстоятельствах. Поэтому лучше ориентироваться на курс к концу года.
Если рассматривать какие-то наиболее вероятные сценарии, скорее всего, к концу года нефть будет стоить выше 40 долларов за баррель, и рубль в паре с долларом будет стремиться к отметке 70 рублей, — заключает Нигматуллин.