Россиянам спрогнозировали рост цен на бензин в январе. Продажа топлива за границу для производителей выгоднее, чем торговля на внутреннем рынке, несмотря на так называемый механизм демпфера (компенсации ценовой разницы), который применяется правительством РФ.
В прошлом году пик цен на бензин наблюдался в июне-июле. Это произошло после того, как нефтекомпании увеличили выпуск топлива. В ноябре стоимость АИ-95 и АИ-92 начала снижаться, однако в конце 2020 года рост возобновился.
Рост цен на автомобильное топливо в 2020 году составил 2,6% при уровне инфляции в 4,9%, следует из данных Росстата. В «Петромаркете» объясняют повышение стоимости снижением предложения на внутреннем рынке.
Скорее всего, производители увеличили отгрузки продукта на экспорт, поскольку внутренний рынок уже на протяжении 6,5 недели проигрывает в доходности экспортной альтернативе, — пояснили в исследовательской группе «Петромаркета».Так, с 16 по 22 декабря 2020 года производство автомобильного топлива в России увеличилось на 2,6% по сравнению с предыдущей неделей, однако его поставки на внутренний рынок снизились на 2,2%.
Рост цен на топливо может продолжится за счет повышения цен на нефть и того, что курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В итоге экспорт бензина становится для нефтекомпаний еще более выгодным, сообщает «Коммерсантъ».
© Оксана Викторова/Коллаж/RidusРанее правительство России ввело демпфирующий механизм, который должен помочь производителям, компенсировав часть потерь от продажи топлива внутри страны.
Когда цены на нефть высокие, тогда демпфер платится из бюджета, а когда цены, наоборот, ниже, как сегодня это происходит, компания доплачивает в бюджет. Уровень, когда это нулевой баланс — примерно 50−55 долларов за баррель, — заявлял вице-премьер РФ Александр Новак.С начала года акцизы на автомобильное топливо были проиндексированы на 4%. Из-за налогового маневра в январе пошлина на нефть и нефтепродукты снизилась. Все это привело к росту экспорта бензина. Эти факторы скажутся на росте цен на оптовом рынке РФ, считает Евгений Тыртов из Vygon Consulting.
Демпфер «отстает» от реальных цен на рынке, и с начала года этих компенсаций может оказаться недостаточно, потому что параметры этого механизма корректировались в последний раз в середине 2019 года.
Сейчас вместо получения компенсаций от государства нефтяники сами вынуждены платить в бюджет, неся убытки, добавил Тыртов.
О том, что в России может подорожать автомобильное топливо, ранее говорил экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин. Он объяснял это тем, что бензин является подакцизным товаром, о чем писал ridus.ru.