Экономика

Цены на бензин в России предлагают поднять по-венесуэльски

16 8672

Президент Венесуэлы Николас Мадуро в четверг поднял цену на бензин, которая на протяжении 10 лет была самой низкой в мире.

Но даже после роста цен на 1300% заправить бак там можно за стоимость половины банки газировки — 23 цента. Почувствуйте разницу.

С экономической точки зрения решение Мадуро совершенно правильное, и властям России следовало бы пойти по такому же пути и не бояться поднимать цену на бензин, считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

«Структура экономики Венесуэлы и России очень схожая. Ни Венесуэла, ни наша страна не умеют производить ничего, что можно было бы предложить на мировых рынках, кроме сырой нефти. Поэтому сверхдоходы от экспорта сырья должны распределяться по всем секторам экономики, а когда добывающий сектор дотирует сам себя — это ошибочно», — заявил он «Ридусу».

При этом венесуэльцам жить легче: у них лето круглый год и им не приходится тратить свою нефть на тупой обогрев Вселенной, как это вынуждены делать россияне. Но даже при такой теплой жизни ежегодный объем государственных субсидий на топливо в Венесуэле превышал $12 миллиардов.

«В нашем правительстве экономический блок вполне вменяемый. И там понимают, что это не очень умно — перераспределять среди населения доходы, которые являются базисом для всей экономики», — говорит Сергиенко.

Правда, Россия, на минуточку, по Конституции — социальное государство, а значит, что ее руководство обязано ставить интересы населения выше абстрактных экономических преимуществ. Тем более, что еще одна экваториальная страна — Индонезия — тоже держала цены на бензин ниже плинтуса вплоть до кризиса в 1998 году, по-венесуэльски дотируя внутренние цены за счет экспортных доходов от нефти. И когда нефть упала ниже $10 и власти страны были вынужденны дотации отменить, привыкшие к сладкой жизни индонезийцы не мудрствуя лукаво смели это правительство вместе с президентом Сухарто.

Президент Венесуэлы сейчас вполне может нарваться на революцию, как это случилось с его индонезийским коллегой. В отличие от России, в жарких странах народ не привык долго запрягать. «Эту Мадуру сметут в мгновение ока», — говорит Сергиенко.

Дело ведь не только в страданиях автомобилистов. В конце концов, наши люди в булочную на такси не ездят. Дело в том, что цена на топливо автоматически тянет за собой цены на все без исключения товары и услуги, от хлеба и квартплаты до авиабилетов.

«В этом нет ничего криминального, — утверждает Сергиенко. — Любой товар должен включать стоимость всех возможных издержек, в том числе из-за перекосов экономики и особенностей климата. У нас из-за плохого климата просто нет возможностей дотировать бензин. Мы в России не производим ничего руками или головой, что могло бы заинтересовать другие страны мира. Мы не можем предложить товары с добавленной стоимостью. Так за счет чего мы будет содержать бюджет?»

Впрочем, ФАС в среду уже предупредила, что очередные хорошие новости с бензозаправок для россиян не за горами.

Сложившееся в России ценообразование поэтому объективно отражает возможности ее экономики, настаивает глава РТС.

Между прочим, персонаж фильма «Джентльмены удачи» — правда, по другому поводу, — говорил примерно о том же.