Экономика

Цены на еду до конца года обгонят официальную инфляцию в разы

4 36367

Сообщения об ускорившемся росте цен на продукты питания в России накануне Нового года идут сплошным потоком.

К концу года инфляция, скорее всего, составит 4,3%, что хуже самого пессимистичного прогноза ЦБ в 4,2%.

Отражая эти официальные цифры, Московская областная Дума, к примеру, проиндексировала нормативы на кормление беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет на 4% в 2019 г.

Однако не в статотчетах, а в магазинах продукты питания дорожают в несколько раз (по ряду позиций — с десятикратным превышением) уровня этой общей инфляции.

В частности, средние потребительские цены на хлеб выросли с начала года на 4% (данные сообщила Российская гильдия пекарей и кондитеров). При этом еще в октябре президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский убеждал «Ридус», что «слухи» о повышении цен на их продукцию подбрасывают, как дрожжи в тесто, некие недоброжелатели.

Яйца дорожают в 20 раз быстрее инфляции (на 4,2% за неделю), огурцы — в 40 раз (на 8% за неделю), помидоры — в 23 раза (на 4,9%), капуста — в 25 раз (на 5,3%).

Курятина, сосиски, сливочное масло, сахар, макароны, гречневая крупа и рис дорожают вдвое быстрее инфляции (на 0,4% за неделю).

Такое отличие в цифрах официальной инфляции с тем, что люди видят на ценниках магазинов, связано с очень разной оценкой потребительской корзины в представлении ЦБ и тем, на что люди тратят деньги в реальности, объясняет эксперт Международного института экономики и финансов Евгений Андреев.

Когда ЦБ прогнозирует годовую инфляцию на уровне 4%, он в этой цифре утапливает все цены без исключения — в том числе тарифы, которые индексируются один-два раза в году, сезонное снижение цен на овощи летом и т. д. Поэтому официальная инфляция всегда, просто по методологии ее подсчета, будет ниже, чем та, которую люди ощущают, когда подходят к кассе в магазине, — сказал он «Ридусу».

Кроме того, официальная инфляция строится на анализе стоимости потребительской корзины, которая вообще не существует в реальности в том виде, в каком ее оценивают ЦБ и Росстат.

В эту корзину складывают всё, от автомобиля и телевизора до буханки хлеба. Но ведь люди не покупают, как правило, автомобили и телевизоры каждый год, а за хлебом они ходят ежедневно. Поэтому рост цен на товары повседневного спроса в этой корзине люди ощущают моментально, при этом им совершенно безразлично, что телевизоры за год почти не подорожали. А в официальной статистике эти условные телевизоры сыграли роль в том, что потребительская корзина подорожала намного меньше, чем реальная, — говорит эксперт.

По его словам, практика выводить средний уровень потребительских цен исходя из содержимого абстрактной, придуманной кем-то в правительстве, корзины, порочна в принципе — потому что не отражает реальные потребности и расходы конкретных людей.

Ведь нет двух людей, у которых была бы совершенно одинаковое наполнение потребительской корзины! Поэтому и инфляция у каждого потребителя своя, и она в самом деле может отличаться от «средней по больнице» в разы, — заключает Андреев.

А вот заместитель завкафедрой экономической социологии НИУ ВШЭ Диляра Ибрагимова полагает, что вообще нет необходимости проводить какие-то многофакторные исследования, создавать потребительские корзины и проч. — достаточно отслеживать стоимость единственного продукта — автомобильного топлива.

Рост цен на топливо ощущают все потребители без исключения, не только автомобилисты.

Бензин — это товар-маркер. Это тот эталон, зная который можно других исследований уровня цен, в принципе, и не проводить, а цены на бензин растут на глазах,— сказала она ранее «Ридусу».

Интересно, что два года назад некоторые экономисты без тени иронии предсказывали, что к 2020 году россияне массово разбогатеют.

Например, главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский говорил тогда, что к 2020 году 30 млн россиян будут иметь ежемесячный доход выше 60 тысяч рублей. (Сегодня только 4,1% россиян ежемесячно зарабатывают свыше 100 тысяч рублей.)