В октябре стоимость нефти марки Urals поднялась до отметки в 65 долларов за баррель, что на 5 долларов превысило ценовой потолок, установленный странами «Большой семерки» (G7). Увеличение стоимости произошло на фоне общего роста мировых цен на нефть. По данным издания Reuters, ссылающегося на трейдеров, октябрьские партии нефти Urals в российских портах Балтийского и Черного морей достигли этой цены, что позволяет России увеличивать финансовые поступления.
Рост цен на нефть Urals совпал с обострением политической ситуации на Ближнем Востоке. Так, 4 октября цена на нефть марки Brent достигала 79 долларов за баррель, хотя в конце торгов чуть снизилась и составила более 78 долларов. Согласно условиям западных санкций, поставщики российской нефти могут пользоваться международными сервисами по транспортировке и страхованию только при условии, что цена продажи нефти Urals не превышает 60 долларов за баррель.
Индия, как основной покупатель российской нефти, продолжает закупки, не присоединившись к санкциям Запада, но соблюдая международную санкционную политику, включая ценовые ограничения. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович объясняет, что способность России продавать нефть Urals выше ценового предела обусловлена двумя основными факторами - общий рост мировых цен на нефть связан с эскалацией на Ближнем Востоке; Россия наладила эффективную систему торговли нефтью, несмотря на существующие санкции, предлагая покупателям премиальные условия, которые стимулируют их вести дела в нынешних условиях финансовых ограничений.
Министр финансов России Антон Силуанов ранее заявлял, что бюджет страны сбалансирован и устойчив, исходя из расчетной цены нефти в 60 долларов за баррель. Он отметил, что любые средства, полученные сверх этой суммы, будут направлены на пополнение Фонда национального благосостояния.
Независимый аналитик Дмитрий Лютягин выразил мнение, что «Большая семерка» вряд ли примет решение пересмотреть потолок цен ввиду текущих условий. Российский бюджет 2025 года, по его оценке, вероятнее всего, будет выполняться по заложенным параметрам.
В это же время, стоимость доставки наливных грузов из Балтийских портов России в Индию повысилась до примерно 5,5 миллионов долларов за один рейс, что связано с увеличенными поставками и приближением зимы, ограничивающей доступность судов.