«Любовницами его были замужние женщины, вдовы, девушки и монашки, жившие в монастырях. Некоторые из них любили его и добровольно становились его любовницами, но некоторые были грубо изнасилованы прямо в монастырях». (биограф Балтазара Коссы, секретарь Ватикана Дитрих фон Ним)
Неаполитанец Балтазар Косса начал пиратствовать в Средиземном море в тринадцать лет под началом своего старшего брата Гаспара. В двадцать с небольшим, совершив дерзкий побег из темницы, он возглавил команду головорезов и четыре года успешно грабил торговые суда, прибрежные поселения и, конечно, богатые дарами христианские храмы.
За преступление против пиратского кодекса и веры его поразила кара небесная, но на помощь пришел папа Урбан VI, сделавший его за полководческий талант своим цепным псом.
При Бонифации IX Косса добился поста папского легата Болоньи, получив в свое распоряжение власть, огромные деньги, войска и столько женщин, сколько мог пожелать. На рубеже XIV и XV веков католический мир сотрясала Великая схизма, когда у латинян оказалось сразу два наместника Христа — один в Риме, другой в Авиньоне. В 1410 году в возрасте сорока пяти лет Балтазар Косса объявил себя третьим папой — Иоанном XXIII — и обосновался в Пизе.
Папа Иоанн XXIII, викарий Христа в Пизе
Положивший конец схизме Констацский собор предал Балтазара Коссу светскому суду как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя». Пункт 54-й гласил: «Он — воплощение дьявола».
Но даже это не сломило неаполитанца, сумевшего выторговать себе высокий духовный сан и продолжить жить на широкую ногу. Правда, недолго.
Лихое начало
Балтазар Косса представлял графский род, чья родословная насчитывала сорок поколений и восходила к римским патрициям. Однако к его рождению в 1365 году некогда богатая и влиятельная семья обеднела, сохранив за собой лишь остров Искья в Тирренском море да пару рыбацких деревушек на побережье Апеннинского полуострова. Поправить положение Гаспар Косса решил огнем и мечом, став удачливым пиратом, и вскоре с неохотой принял в команду младшего брата Балтазара. Однако тот проявил немалый талант к кровавому ремеслу.
«Больше товаров и ценностей Балтазара привлекали хорошенькие девушки, которых брали в качестве пленниц на захваченных кораблях или в разграбленных поселениях. Бесправные, как и все пленные, они ничем не могли защитить себя, и Косса брал любую, чтобы на следующий день заменить ее новой, а на третий отдать обеих друзьям, поскольку самого его уже захватила очередная страсть», — сообщает Игорь Муромов в книге «100 великих авантюристов».
Однако по настоянию матери Балтазар завязал с пиратской жизнью и отправился изучать теологию и право в Болонский университет.
Лекция в Болонском университете, около 1350−1360 гг.
Здесь он проявил немалый талант к науке и развил в себе лидерские качества. Но в душе Косса оставался пиратом, а потому легко и умело пускал в дело клинок и без зазрения совести брал чужое, в том числе жен. И так же легко бросал.
Cherchez la femme
Монна Оретта, супруга вельможи Ладзаро Бенвенутти, скотского к себе отношения не потерпела и после разрыва подослала к Балтазару убийцу. Да тот оплошал и не только не выполнил задания, но и сдал нанимательницу. Следующей же ночью Косса прикончил ее рогоносца-мужа прямо на супружеском ложе, а ей на груди стилетом начертил звезду на долгую память о себе. На шум сбежались слуги. Спасаясь от погони, душегуб спрятался в саду первого попавшегося на пути дома. Здесь его нашла Яндра делла Скала, любовница кардинала ди Санта-Кьяра. Как не трудно догадаться, Косса наставил рога и его высокопреосвященству.
Предположительно, это портрет Яндры делла Скала
Проблема была в том, что Яндра увлекалась магией, алхимией, да вдобавок слыла предсказательницей. Покровительство кардинала не уберегло ее от зоркого ока инквизиции, и уже второе свидание Балтазара и Яндры грубо прервали служители Святого официума. Двух агентов Косса сумел зарубить, но силы были неравны и любовников схватили.
Яндру обвинили в ведовстве, а Балтазара в убийстве инквизиторов и связи с ведьмой. Примечательно, что смерть Бенвенутти сошла ему с рук. Судя по всему, кровавая звезда на груди и забота о собственной чести не позволили Монне Оретте набраться смелости и назвать имя убийцы ее мужа.
Как бы то ни было, приговор был однозначным — костер. Но через три месяца. Вскоре Косса передал веточку Гаспару через свою любовницу Иму да Верноу. Она же пронесла к нему в камеру стилет и напильник. Последним Балтазар не воспользовался, на следующий же день заколов тюремщика и покинув узилище в его одежде.
А это Има да Верона, также предположительно
Удивительно, но за месяц в застенках инквизиции Косса не позабыл о Яндре. Сто двадцать пиратов и еще сотня наемников кондотьера Альбертинго Джуссиано при поддержке «десяти дьяволов» (студенческих дружков Балтазара) взяли тюрьму штурмом. Освободив Яндру, Балтазар бежал с друзьями в Пизу.
Когда позовет тебя море
Младший Косса обладал уже достаточным авторитетом и амбициями, чтобы отказаться от предложения Гаспара стать его первым помощником. Вместо этого он набрал команду и снарядил флот… из трех лодок. Однако и этого хватило, чтобы совершать набеги на мелкие поселения, где первым делом пираты обчищали церкви. Вскоре они захватили корабль, а с его помощью еще несколько судов.
Так Балтазар Косса стал грозой Средиземноморья, грабя побережья Италии, Испании и Франции, а также Берберии — от Египта до Марокко. Прибежищем пиратов в то время был остров Лампедуза, где морские разбойники христианского и магометанского вероисповедания соблюдали нейтралитет. Здесь же была пещера, куда они приносили дары — одни к алтарю Девы Марии, другие к могиле мусульманского святого. Эту пещеру и ограбил Балтазар Косса, отплыв под покровом ночи.
Вулканический остров Лампедуза находится в 205 километрах от Сицилии
Перегруженные добычей и невольниками суда попали в шторм, который разметал флот Балтазара Коссы. Сам «адмирал», Яндра и его приближенные Ринери Гуинджи и одноглазый гигант Гуиндаччо Буанакорса спаслись на лодке. Но на побережье они угодили в руки местных жителей, которые распознали в них пиратов и передали властям в городе Ночера-Инферьоре.
В это время там находился папа римский Урбан VI. Понтифик остро нуждался в талантливом полководце в противостоянии с авиньонским папой Климентом VII (именно эти двое и положили начало Великой схизме в 1378 году). Узнав о поимке Балтазара Коссы, Урбан VI взял его на службу.
Жизнь при трех папах
Примечательно, что, согласно хроникам, у понтифика и Коссы было много общего.
«Все летописцы единодушно говорят о папе Урбане VI только плохое. Его называют „отцеубийцей“, пьяницей, кровожадным зверем, способным на любое злодеяние. Современные исследователи католицизма называют этого папу тираном и насильником. Католический архиепископ Бондрияр называет его сумасшедшим, а аббат Мурре утверждает, что папа Урбан VI был маньяком», — отмечает Александр Парадис в книге «Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн XXIII».
По свидетельствам хронистов, папа Урбан VI не отличался набожностью
Однако одно из первых поручений Коссе носило не полководческий, а расследовательский характер. Ему предстояло допросить кардиналов, которые поддержали Климента VII.
«Во время процесса Косса выполнял обязанности не только следователя, но и палача, собственноручно пытая престарелых епископов и кардиналов. В конце концов девять из них были задушены или зарезаны, а девять — зашиты в мешки и утоплены. Причем Косса вел следствие, уже будучи посвященным в церковный сан», — сообщает Игорь Муромов.
В августе 1387 года Урбан VI объявил крестовый поход против Климента VII. Вести в бой папские войска должен был Косса. Но уже в октябре по дороге из Лукки в Рим понтифик, по официальной версии, упал с мула и вскоре преставился.
Его преемником на римском престоле стал Бонифаций IX — по общему признанию, недалекий и едва ли не безграмотный слуга Церкви, но родня Коссы по материнской линии. При нем Балтазар получил пост архидиакона собора св. Евстафия в Риме. Секретарь Ватикана Дитрих фон Ним отмечал, что Бонифаций IX был несамостоятельным, и его делами заправлял Косса: составлял папские буллы и энциклики, писал тексты анафем, устанавливал цены на должности и проводил аукционы по ним.
Бонифаций IX не сделал ничего, чтобы ликвидировать схизму
Здесь же, по свидетельству, все того же Дитриха фон Нима, Косса чинил «разврат, кровосмешение, измены, насилия и другие гнусные виды греха, против которых обращен был когда-то гнев Божий (очевидно, речь идет о содомском грехе, мужеложстве — прим. ред.)».
В 1402 году понтифик возвел бывшего пирата в сан кардинала, а на следующий год направил его в Болонью, где тот некогда томился в заточении после убийства Ладзаро Бенвенутти. С собой Косса взял старых подельников Ринери Гуинджи и Гуиндаччо Буанакорса.
«Папское войско заняло Болонью, а также Модену, Реджо и Парму, и Косса разрешил солдатам грабить население. Противники папы Бонифация IX были вынуждены сдаться. В этой операции Балтазар Косса проявил себя не только как способный военачальник, прекрасно разбиравшийся во всех тонкостях стратегии, но и как отличный политик и превосходный дипломат, ловко использовавший интригу, обман и предательство, приемы, считавшиеся вполне нормальными для Италии той эпохи (еще до Макиавелли)», — пишет Александр Парадис.
В руках папского легата, кардинала Балтазара Коссы оказались самые богатые приходы Папской области — Болонья, Перуджа и Ассизи. Многие пункты будущего обвинения затрагивали именно этот период его жизни. В первый день октября 1404 года преставился Бонифаций IX и его место занял Иннокентий VII, которому кардинал Косса был костью в горле. Его правление отметилось убийством одиннадцати противников папы, чьи тела выбросили из окон больницы Санто-Спирито на мостовую, и враждой с королем Неаполя Владиславом I Дураццо. Когда и он через два года внезапно умер, Коссу отозвали обратно в Рим.
Коронация Владислава I в 1403 году
Своим избранием новый викарий Христа Григорий XII был обязан интригам Коссы, а потому выполнял волю группы сплотившихся вокруг папского легата кардиналов (Балтазар сохранил пост легата в Болонье, был первым и самым видным носителем красной мантии).
Главной задачей Григория XII стало преодоление схизмы. Он затеял переговоры с авиньонским папой Бенедиктом III, направив тому письмо с предложением вместе отречься от сана, и даже получил согласие. Впрочем, католический историк Людвиг фон Пастор утверждает, что «оба эти письма были насквозь лживыми, а оба папы — и Григорий XII, и его противник — обманщиками». Григорий XII тяготился чрезмерной опекой Коссы и начал проводить собственную политику в деле преодоления схизмы. Это и стало причиной его ссоры с собственным легатом, которая произошла в Романье.
«Через пять дней, покинув владения своего легата, Григорий XII предал его анафеме, обрекая вечно мучиться на том свете. Кроме того, Григорий XII лишил Коссу звания и прав легата. Жители Болоньи и всей Романьи освобождались от обязательства подчиняться легату, которое они клятвенно принимали раньше. Все приказы Коссы выполнять запрещалось. „Бывший легат был тираном, мечом его управлял Сатана“, — говорилось в папской булле», — сообщает Александр Парадис.
Предавая Балтазара Коссу анафеме, Григорий XII не представлял, к чему это приведет
Именно анафема Григория XII и подтолкнула Балтазара Коссу к решительным действиям. В июне 1409 года он собрал в Пизе собор, на который съехались двадцать четыре кардинала — десять сторонников Бенедикта XIII и четырнадцать — Григория XII — и «низложили» римского и авиньонского пап. Балтазар Косса был главным претендентом на святой престол. Но к недоумению многих он решительно отказался от притязаний на кольцо рыбака, предложив кандидатуру грека Петра Филарга. Он и взошел на престол в Пизе под именем Александра V.
При этом папе три брата Балтазара Коссы — все они были известными пиратами — заняли высшие военные должности в новом папском государстве. Сам же первый из кардиналов руководил внешней политикой при Александре V и должен был занять его место в случае смерти понтифика.
Александр V был ничем не примечательным понтификом
А она не заставила себя ждать, и уже в мае следующего года Косса взошел на престол в Пизе под именем Иоанна XXIII. Первым делом он начал энергично набивать собственную казну, поскольку ему требовались деньги на содержание армии — Рим и Авиньон не собирались мириться с еще одним конкурентом. «Косса установил специальные „тарифы“, по которым покупались индульгенции по отпущении грехов. Так, если человек убил мать, отца или сестру, он мог искупить этот грех, купив индульгенцию стоимостью в один дукат. За убийство жены полагалось выплатить 2 дуката, жизнь простого священника стоила 4 дуката, жизнь епископа — 9, грех отравления — 1,5, прелюбодеяние — 8, а скотоложство — 12 дукатов. И так далее Список „тарифов“ поистине бесконечен, и состояние Иоанна XIII увеличивалось не по дням, а по часам», — отмечает Игорь Муромов.
Дела Иоанна XXIII шли неплохо. И в 1414 году именно под его председательством открылся Констанцский собор, призванный положить конец Великому западному расколу. В Констанц съехались сто пятьдесят делегатов со всей Европы.
«Семьсот восемнадцать публичных женщин были приглашены, чтобы специально обслуживать участников собора. А ведь церковные иерархи еще захватили с собой своих возлюбленных и совершенно открыто прогуливались с ними по городу», — сообщает Лео Таксиль в книге «Священный вертеп».
Заседание в кафедральном соборе Констанца. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя
Щедрые подарки и обещания титулов участникам собора должны были обеспечить Иоанну XXIII положительный исход собора и возвести его на римский престол. Однако в дело вмешался император Священной Римской империи Сигизмунд I Люксембург, который потребовал поставить на голосование вопрос о низложении Иоанна XXIII. Когда оскорбленный пизанский папа заявил о готовности покинуть Констанц, монарх распорядился усилить охрану города и потребовал уже его отречения.
Переодевшись монахом, Балтазар Косса бежал из Констанца и укрылся сначала в Шаффхаузене, а затем во Фрайбурге. Оттуда он потребовал от собора за отказ от папского сана сохранение титула постоянного легата в Италии, пенсии в тридцать тысяч золотых флоринов, а также передача в его руки Болоньи, Авиньона и еще нескольких городов. В ответ 20 мая 1415 года Констанцский собор опубликовал постановление о низложении Иоанна XXIII, подкрепленное 54-мя преданными гласности пунктами обвинения.
Вскоре во Фрайбурге папу-расстригу схватили и поместили сначала в Готлебенскую крепость в швейцарском Тургау, а затем перевели в Мангейм под наблюдение его давнего недруга курфюрста пфальцского Людвига III.
Дорожная авария с участием Иоанна XXIII. Иллюстрация из хроники Констанцского собора Ульриха фон Рихенталя
Хронология Великого западного раскола (Великой схизмы)
И вновь Балтазару Коссе пришла на помощь Има да Верона, с которой он возобновил связь в Пизе, куда красавица приехала на избрание Александра V. Там же, узнав о сопернице, Яндра делла Скала попыталась ее убить. За это Косса отравил чернокнижницу, тем самым лишь утвердив преданность да Вероны. Благодаря Име Косса сумел договориться с Людвигом III о выкупе в 38 тысяч флоринов. Она же передала от него покаянное письмо к новому папе Мартину V.
«Святой отец с восторгом встретил его, осыпал подарками и назначил кардиналом, но через два месяца отравил его», — сообщает Лео Таксиль.
Недобрая память
Последние два месяца Балтазар Косса прожил в роскоши во дворце во Флоренции с Имой да Вероной, покинув бренный мир 22 декабря 1419 года. Его душеприказчики не поскупились и поручили создание надгробного памятника Донателло и Микецолло. Он находится в баптистерии Санта-Мария-дель-Фьоре — одного из главных символов Флоренции. Гробницу украшают статуи трех христианских добродетелей — Веры, Надежды и Любви. На момент создания гробница Иоанна XIII была самым высоким сооружением в городе. Надпись на гробнице гласит «Иоанн, бывший папа». Мартин V был возмущен такой формулировкой, поскольку она предполагала, что Иоанн XXIII умер законным папой. Он потребовал изменить надпись на «некогда папа». Однако синьория Флоренции ответила викарию Христа фразой Понтия Пилата о надписи на кресте — Quod scripsi, scripsi, что написано, то написано.
IOANnES QVOnDAM PAPA XXIIIus. OBIIT FLORENTIE A NnO DomiNI MCCCCxVIIII XI KALENDAS IANVARII
По выражению немецкого историка и писателя Фердинанда Грегоровиуса, гробника Коссы представляет собой «одновременно могилу Великой схизмы в Церкви и последнюю гробницу папы за пределами Рима».
Как бы то ни было, Балтазар Косса вошел в историю католической церкви в качестве антипапы. Также принято именовать и авиньонцев Климента VII и Бенедикта XIII, а также пизанца Александра V.
В течение 550 лет после смерти Балтазара Коссы ни один папа римский не осмеливался брать имя Иоанна. Только кардинал Ронкалли, избранный конклавом в 1958 году, решился на это, приняв сан под именем Иоанна XXIII. Тем самым он подчеркнул, что во Флоренции покоится самозванец.