Экология

«Чадящие тазы» не пустят в центр Москвы

1 518

После проведения техосмотра владельцы авто получат разноцветные стикеры под лобовое стекло — так будет обозначена токсичность выхлопных газов. Машинам со стикерами Минприроды предлагает запретить въезд в экологически неблагополучные районы, в частности в центр Москвы, и повысить владельцам транспортный налог.

В Минприроды ссылаются на то, что практика запрета въезда в некоторые зоны транспорта с высокими выбросами окиси углерода существует и в Европе.

В Минприроды «Ъ» рассказали, что при техосмотре измерят уровень загрязняющих веществ в выхлопе, а цвет выданных по итогам проверки стикеров будет зависеть от объемов выбросов: зеленый цвет — допустимый, красный, соответственно, высокий. Для реализации проекта, включая повышение налога владельцам «грязных» машин, нужно внести изменения в закон «Об охране атмосферного воздуха» и процедуру техосмотра.

Сроки выполнения проекта еще не обозначены, до конца года он будет прорабатываться с заинтересованными ведомствами. Пилотный проект планируется провести в Москве.

Еще в 2006 году тогдашний начальник природоохранного департамента Леонид Бочин собирался поставить в центре столицы шлагбаумы, и владельцам машин классом выше «Евро-2» вручать карточки с микрочипом на въезд. В мэрии разработали тогда законопроект по введению «зон ограниченного доступа». Но до реализации дело не дошло, в мэрии позднее озвучили, что не намерены ограничивать въезд легковых машин. Но грузовикам с двигателями ниже «Евро-2» центр недоступен еще с 2004 года, а с 2015 года их движение запретят в пределах МКАД.

По данным агентства «Автостат», на 1 января 2014 года, в России из 39 миллионов легковых автомобилей 43% имели двигатели классов «Евро-0» и «Евро-1», в Москве положение немногим лучше. Эксперты оценивают вклад легковых автомобилей в загрязнение московского воздуха примерно в 70%.

Основной вопрос в том, как контролировать выхлоп. Новые машины проходят сертификацию с присвоением экологического класса: с 2005 года он проставляется в ПТС. Данных о более старых машинах нет, а, по оценкам «Автостата», средний возраст российских машин — 14 лет, иномарок — 9 лет.

Гендиректор союза операторов техосмотра «Техэксперт» Сергей Зайцев рассказал, что по существующим правилам техосмотра операторы имеют газоанализаторы для замеров 4 параметров, этого достаточно для реализации нового проекта. Но после передачи в 2011 году контроля за техобслуживанием страховщикам почти четыре пятых автомобилей не проходят положенный осмотр — диагностические карты покупаются, в базу ГИБДД вносятся «липовые» данные, достоверность сведений стремится к нулю, отметил Зайцев".