В московском Мультимедиа Арт Музее открылась замечательная выставка, посвященная Чарли Чаплину. На ней можно не только проследить становление его незабываемого образа Бродяги, не только полюбоваться фотографиями и отрывками из фильмов великого артиста, но и узнать, например, сколько соли и муки было заказано им для «снега» в «Золотой лихорадке».
Фотографии и кадры, афиши и обложки журналов, многочисленные отрывки и «вырезанные эпизоды», демонстрируемые как на больших экранах, так и на маленьких мониторах. Вот вошедший во все учебники по кино легендарный танец с пирожками из «Золотой лихорадки». Вот уморительная пятиминутная сцена боксерского боя из «Огней большого города» в разделе «Хореография движения» - и похвала Нижинского, оценившего именно пластическое мастерство Чаплина. Вот три экрана с любопытной «перекличкой» финалов: «Цирк», «Великий диктатор», «Месье Верду» - такие разные фильмы, а какая общая, оказывается, интонация.
И снова «Великий диктатор» - только вдруг, неожиданно, в цвете! Колоризация? Вовсе нет, это ролик, снятый братом гения, Сидни Чаплиным. 1940 год, цвет уже был – но Чаплин принципиально отказывался от его использования. Как не сразу он «подружился» и со звуком: долгое время Бродяга всячески избегал любых разговоров и даже начиная петь, нес сущую абракадабру. Тем самым доказывая: слова есть, но они все равно никому непонятны – в то время как жестам, мимике и движению перевод не требуется.
Две короткометражки демонстрируются на выставке от начала и до конца. Это «Как делать кино» (1918 год) и более ранние псевдодокументальные «Детские автогонки в Венеции» (Венеция в данном случае - пригород Лос-Анджелеса). Снятые за один день, 10 января 1914-го года, они впервые представляют Чаплина, примерившего костюм Бродяги. И это было символичное начало: его герой тут все время норовит попасть в кадр к хроникерам, снимающим спортивное соревнование. Разумеется, его без устали гонят: он же заслоняет главное! Пройдет совсем немного времени – и уже хроникеры будут гоняться за Чаплиным, самым известным человеком на свете. Примечательна в этом отношении европейская съемка 1931-го года: венская толпа несет Чаплина на руках. Вот сейчас столько «звезд» - а кого из них носят на руках в буквальном смысле этого слова?.. Чаплина – носили.
Выставка «ведет» Чаплина по всем этапам его многолетней творческой деятельности. Ноябрь 1911-го года: ему всего 22, и он с удовольствием позирует возле театральных плакатов с собственным именем. Напротив – становление обессмертившего его образа Бродяги. Придумалось всё отнюдь не в один миг – и поначалу чаплиновский герой был лишен нежности и позднее появившегося романтизма. Однако шаг за шагом – и актер спаял воедино все элементы, ставшие классическими: усики, котелок, тросточка. Став узнаваемым, экранный Чарли мог спокойно менять профессии, быть пожарником, священником, полицейским, рабочим или солдатом - но он всегда оставался тем самым Чарли, любимым по всему миру.
Кстати, перед входом в зал – примечательный групповой портрет: конкурс двойников Чаплина, добрая сотня человек, от мальчиков до старичков. Известная легенда гласит, что он и сам однажды, шутки ради, принял участие в таком вот конкурсе – и остался без приза, так как «не очень уж был и похож». На выставке уточняется, что Чаплина копировали не только восторженные почитатели, но и актеры-конкуренты, пытавшиеся присвоить его находки. Первый подобный подражатель появился уже в 1915-м, затем стали подтягиваться и другие. Кто-то из них собственно оригиналу даже нравился, но вот с Чарли Аплиным, решившим украсть не только усики, но и имя, актер судился – и выиграл.
Вскоре Чаплину становится мало одного лицедейства – и он берет на себя еще и режиссуру собственных фильмов, постепенно переходя от короткого метра к большим произведениям. Причем его таланту свойственен размах не только по части метража – о чем говорят поясняющие надписи. Так, для «Золотой лихорадки» ему понадобилось 200 тонн штукатурки, 285 тонн соли и 100 бочек муки – «лед» и «снег» в жарких студийных условиях! Столь же дотошен Чарли был и в поисках верного творческого решения – знаменитую сцену знакомства в «Огнях большого города» он придумывал несколько месяцев. Были у него и любимые находки: кадры наглядно свидетельствуют, как в трех разных картинах, разделенных десятилетиями, его герой «флиртует» с манекеном, словно с живым человеком.
Были в судьбе Мастера и горькие времена. Всегда оставаясь подданным Британской короны, он не раз подвергался серьезным гонениям в США – и однажды дело дошло до того, что ему попросту отказали в визе. Этот мотив также отражен на отдельном мониторе двумя фрагментами из фильмов: «Иммигрант» (1917) и «Король в Нью-Йорке» (1957). Сорок лет разницы, а гостеприимность Америки для Чаплина так и осталась понятием более чем условным: ведь прибытие в страну Свободы сопровождается унизительным досмотром и снятием отпечатков пальцев.
Один из самых прекрасных экспонатов выставки – архивная домашняя съемка, на которой уже пожилой, седовласый Чаплин вовсю дурачится со своими детьми и приятелями. Смотрите внимательно – ведь это первые киноопыты его юной дочери Джеральдины, ставшей впоследствии пусть не такой великой, как папа, но тоже знаменитой актрисой. А на другой стене – Чаплин, которого, наверное, знает далеко не каждый: нарисованный. Знаменитый живописец Фернан Леже не только включил его вмиг различаемый образ в свою авангардную короткометражку «Механический балет» (1924), но и задумал целиком посвященный ему мультфильм «Чарли-кубист». Картина в итоге не состоялась, но можно ознакомиться с ее сценарием – в котором в гуляющего по Лувру Чарли влюбляется Мона Лиза, чуть позже кончающая жизнь самоубийством в связи с отсутствием взаимности.
Описывать выставку можно еще долго – как и жизнь Чаплина, величайшего и самого узнаваемого актера в истории кинематографа. Но все же этот обзор не может быть бесконечным – и завершить его хочется следующей цитатой, прочитанной в Мультимедиа Арт Музее. В 1916-м году менеджер кинотеатра «Принцесс», что в Огайо, отправил в Голливуд возмущенную жалобу, связанную с «неадекватной» реакцией зрителей на чаплиновский фильм «Каток»: «Постоянный смех и крики публики нанесли значительные повреждения большей части здания… «Каток» стал угрозой для недвижимости, и в результате однодневный показ обошелся нам в значительную сумму». Ничего не сообщая о полученной прибыли, автор прилагает к письму квитанции для оплаты работ штукатуров и плотников, чистосердечно рассчитывая на ответный чек. Конечно, поверить, что от смеха может потрескаться здание нам сейчас сложно – но это же Чарли Чаплин! А с ним и с его фильмами еще и не такое бывало.