По сведениям агентства Reuters, ссылающегося на данные целого ряда источников, Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) усилил надзор над нефтяной промышленностью страны и контролирует до половины её экспорта, приносящего Тегерану большую часть доходов и позволяющего финансировать «доверенных лиц» на Ближнем Востоке.
Согласно данным источников агентства, все аспекты нефтяного бизнеса оказались под растущим влиянием КСИР: от теневого флота танкеров до логистики и подставных компаний, продающих нефть в Китай.
Стражи берут контроль… и деньги
Несмотря на введённые бывшим президентом США Дональдом Трампом в 2018 году жёсткие западные санкции, призванные задушить энергетическую отрасль Ирана, страна получает более 50 миллиардов долларов в год в виде доходов от продажи нефти. Указанные деньги являются для Ирана крупнейшим источником иностранной валюты и главной связью с мировой экономикой.
По данным источников в Иране, сегодня «стражи» контролируют до 50% экспорта иранской нефти, хотя три года назад эта цифра едва составляла 20%.
Флаг Ирана. © pixabay.com
Подобные оценки основываются на данных засекреченных документов об иранском судоходстве и вытекают из мониторинга активности танкеров и связанных с КСИР компаний.
Растущее доминирование КСИР в нефтяной промышленности усиливает его влияние во всех сферах экономики Ирана и затрудняет применение западных санкций, учитывая, что Вашингтон признал КСИР террористической организацией.
Талантливые контрабандисты
Возвращение Трампа в Белый дом в январе может означать более жёсткое применение санкций к нефтяной промышленности Ирана. Министр нефти страны заявил, что Тегеран принимает меры для борьбы с любыми ограничениями.
По словам источников Reuters, в рамках своей экспансии в отрасли гвардейцы КСИР вторглись на территорию государственных учреждений, таких как Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) и её дочерняя нефтеторговая компания NICO.
«Ребята из КСИР талантливы в части контрабанды, хотя просто ужасны в управлении нефтяными месторождениями. Поэтому они изрядно преуспели именно в контроле над экспортом нефти», — говорит бывший заместитель специального представителя по Ирану в Госдепартаменте США Ричард Нефью, ныне являющийся научным сотрудником Колумбийского университета.
Главная сила
КСИР — мощная политическая, военная и экономическая сила, имеющая тесные связи с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи.
Стражи оказывают влияние на Ближнем Востоке через зарубежное подразделение «Кудс», предоставляя деньги, оружие, технологии и обучение союзникам: «Хезболле» в Ливане, ХАМАС в секторе Газа, йеменским хуситам и ополченцам в Ираке.
По данным западных и иранских источников, за последний год Израиль устранил ряд высокопоставленных командиров КСИР. Но специалисты в области нефтянки из его рядов смогли продолжить деятельность.
По словам Нефью, иранское правительство начало выделять нефть вместо наличных денег КСИР и спецподразделению «Кудс» примерно в 2013 году.
Тогда правительство подвергалось бюджетному давлению, поскольку испытывало трудности с экспортом нефти из-за западных санкций, введённых в связи с ядерной программой Ирана.
По информации Нефью, который тогда активно отслеживал иранскую нефтяную деятельность, КСИР проявил талант в поиске способов продажи нефти даже под давлением санкций.
Согласно оценкам Управления энергетической информации правительства США, доходы Ирана от продажи нефти в 2023 году достигли 53 миллиардов долларов по сравнению с 54 миллиардами долларов в 2022 году, 37 миллиардами долларов в 2021 году и 16 миллиардами долларов в 2020 году.
По данным ОПЕК, в этом году добыча нефти в Иране превысила 3,3 миллиона баррелей в день, что является самым высоким показателем с 2018 года, несмотря на западные санкции.
Согласно сведениям всех источников, Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти, большая часть которой отправляется на независимые нефтеперерабатывающие заводы. КСИР создал подставные компании для работы с покупателями в этой стране.
Доходы от экспорта нефти делятся примерно поровну между КСИР и NICO, сообщает Reuters со ссылкой на источник, занимающийся продажей иранской нефти Китаю. Стражи продают нефть со скидкой в 1–2 доллара за баррель по сравнению с предлагаемыми NICO ценами, поскольку покупатели берут на себя больший риск, покупая нефть непосредственно у них.
Два западных источника Reuters подсчитали, что КСИР предложил ещё большую скидку. Стражи заявили, что в среднем она составляет 5 долларов за баррель, но может достигать и 8 долларов.
Нефть выделяется правительством напрямую КСИР и силам «Кудс». NIOC самостоятельно распределяет полученную нефть.
В Китае
По данным Reuters, одной из используемых подставных компаний является китайская Haokun, управляемая бывшими китайскими военнослужащими. Она остаётся активным каналом для продажи нефти КСИР в Китай, несмотря на американские санкции.
Министерство финансов США заявило, что компания China Haokun Energy закупила миллионы баррелей нефти у КСИР и «Кудс». За это она подверглась санкциям в связи с «оказанием материальной помощи, спонсированием или предоставлением финансовой, материальной или технологической поддержки, а также товаров или услуг для поддержки КСИР и „Кудс”».
Теневой флот
Согласно документам разведки, командующий силами «Кудс» Касем Сулеймани, убитый в результате удара США по Багдаду в 2020 году, создал и в том же году открыл тайный штаб для осуществления контрабандной деятельности по поставкам иранской нефти. Первоначально в штабе работал бывший министр нефти Ростам Гасеми.
По данным источников Reuters, штаб-квартира КСИР имеет годовой бюджет около миллиарда долларов. Согласно их оценкам, бюджет КСИР непосредственно для «Хезболлы» составлял ещё 700 миллионов долларов в год.
«Точные цифры остаются нераскрытыми, поскольку „Хезболла“ скрывает получаемые ею средства. Однако её годовой бюджет приблизительно оценивается в сумму от 700 миллионов до миллиарда долларов. Около 70–80% этого финансирования поступает напрямую из Ирана», — заявила бывший генеральный директор израильского Управления по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Шломит Вагман.
Компания NITC является основным танкерным оператором Ирана. Ранее она играла ключевую роль в экспорте, а теперь предоставляет услуги КСИР.
Согласно источникам и данным отслеживания судов, NITC осуществляет перевалку иранской нефти на эксплуатируемые КСИР суда для отправки сырой нефти в Китай. Такие перевалки являются обычной практикой, помогающей скрыть происхождение перевозимой танкерами нефти.
В октябре Министерство финансов США ввело санкции против 17 отдельных танкеров из теневого флота Ирана.
По сути, расширение влияния КСИР на добычу и экспорт главного ресурса Ирана в виде нефти говорит, в чьих руках сегодня сосредоточена реальная власть в стране.
Тихий переворот
Несмотря на тесные взаимоотношения с КСИР, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи достаточно стар. Данное обстоятельство способствует перераспределению власти и влияния в сторону стражей. Установление контроля над нефтяным ресурсом, наряду с силовым контролем, делает Корпус стражей реальным держателем власти в стране. Президент Ирана Масуд Пезешкиан не располагает достаточным влиянием, чтобы перетянуть управление страной на себя и сподвижников.
Судя по тому, как быстро основные ресурсы Ирана концентрируются в руках КСИР, в обозримой перспективе именно эта организация будет определять политику страны.