Интернет Технологии

Чем грозит пользователям персонализация «Яндекса»?

3 250


На пятой технологической конференции YaC 2013 было объявлено о разработке новой платформы «Яндекс.Атом». Платформа ориентируется на историю поисковых запросов и данные «Яндекс.Метрики» о поведении групп пользователей на сайте. Технологические достижения «Яндекса» прокомментировал Роман Клевцов, признанный эксперт в области поисковой маркетинга и генеральный директор Optimism.ru:

Разработчики «Яндекса» возлагают большие надежды на «Атом» и полагают, что в обозримом будущем интернет-ресурсы смогут изменяться под интересы каждого посетителя. Для этого потребуется разметить информацию на страницах с помощью микроформатов, что позволит поисковой системе самостоятельно перемещать текстовые и медийные блоки на сайте в зависимости от интересов посетителя. Таким образом, каждая веб-страница станет индивидуальной. Но перед внедрением технологии важно разрешить несколько нюансов.

Первый: «Атом» создаётся на основе персонализированных платформ, которые учитывают долгосрочные («Калининград») и краткосрочные («Дублин») интересы пользователя. Существует опасность, что персонализированная платформа станет прототипом «Пузыря фильтров», который описан интернет-активистом Илаем Парайзером в книге «The Filter Bubble». По мнению Парайзера, усиленная фильтрация поисковых запросов создаст впечатление, что интересы пользователя и есть весь окружающий мир. Человек будет находиться только в информационном поле своих интересов.

Второй: совершенно непонятно, как «Яндекс» будет определять разных пользователей с одним cookie-файлом? Эта проблема будет актуальна для семей, где находится один компьютер, для заведений с общим доступом в Интернет: библиотек, интернет-кафе и др.

На текущий момент проводят тестирование «Атома» на сервисах «Яндекса» и с внешними партнёрами. Надеюсь, что к полномасштабному запуску платформы поисковая система решит данные проблемы.