Политический кризис в Венесуэле вызвал вполне ожидаемые последствия в России: с открытия биржевых торгов в четверг резко вниз пошли котировки акций «Роснефти», участвующей сразу в нескольких проектах по разведке и добыче нефти в этой латиноамериканской стране.
На текущий момент определенность относительно того, как будут развиваться события в Венесуэле, отсутствует полностью. При этом из всех актуальных на сегодня прогнозов ни один нельзя отнести к категории оптимистических, а это значит, что неприятные сюрпризы из Латинской Америки будут прилетать к нам все чаще и в большем количестве.
Токсичный Мадуро
Для кого будут представлять наибольшую опасность события в Венесуэле и в чем она будет выражаться?
В первую очередь это касается, конечно же, прямых кредиторов режима Чавеса и Мадуро, основательно вложившихся в них, преимущественно из политических соображений. Это Россия (17 млрд долларов) и Китай (70 млрд долларов). Судя по реакции на события акций «Роснефти», активно работающей в Венесуэле, ни о чем хорошем здесь говорить не приходится.
С другой стороны, на этих новостях подскочили (более чем на 11%) евробонды самой Венесуэлы с погашением в 2038 и в 2027 годах. Возможное отстранение от власти Мадуро повышает вероятность того, что рано или поздно страна будет готова обслуживать эту часть своего внешнего долга.
Другой существенный риск связан с возможностью того, что, освободившись от Мадуро, Венесуэла восстановит свои позиции на мировом рынке нефти. В этом случае и без того перенасыщенный рынок пополнится лишним миллионом (в сутки) баррелей нефти, что может обрушить его окончательно.
Еще один неприятный для России момент заключается в том, что в силу политических соображений Москва может не удержаться от оказания какой-либо помощи отстраняемому от власти Мадуро. Это станет настоящим подарком для американских конгрессменов, так как поможет им наконец-то продавить новую волну антироссийских санкций.
На текущий момент активная поддержка противников Мадуро соседними латиноамериканскими государствами и развитыми странами свидетельствует о том, что желающих «вписываться» за венесуэльский режим нет даже среди его соседей. Тем хуже будет положение РФ, если она поспешит выступить на стороне свергаемого президента.
Лишь бы не было войны
Положение Мадуро сегодня всецело зависит от того, как поведет себя армия. До последнего времени высшее военное руководство поддерживало президента, так как, в отличие от других, до него доходила некоторая часть стремительно тающих ресурсов страны.
Однако их было недостаточно для покупки лояльности средних и низших военных чинов, которые, в свою очередь, погружены в экономические проблемы страны куда больше своих начальников.
Это может означать, что средний и низший командный состав рано или поздно перестанет подчиняться своим командирам, в результате чего армия с большой вероятностью перейдет на сторону восставших. В этом случае Мадуро будет свергнут окончательно и политический курс страны изменится с минимальными внешними последствиями.
Не исключено и то, что не все военные последуют за восставшими и это послужит прологом для начала гражданской войны.
Возможные последствия
Если говорить о влиянии ситуации в Венесуэле на мировую и российскую экономики, то многое будет зависеть от итогов противостояния двух президентов — «нового» и старого.
Если передача власти произойдет быстро и бескровно (в чем есть сильные сомнения), то санкции со страны будут быстро сняты и на рынок поступят большие объемы венесуэльской нефти (до миллиона баррелей в сутки), — говорит вице-президент „Золотого монетного дома“ Алексей Вязовский. — Это нарушит и так уже нарушенный баланс спроса и предложения, и цены могут сильно упасть. Однако если переход власти будет сопровождаться гражданской войной (а к этому все идет) и в ходе этой войны нефтяная инфраструктура пострадает, то ожидать быстрого восстановления поставок черного золота из Венесуэлы не приходится.В этом случае, по мнению эксперта, влияние на мировую экономику будет минимальным. «Но при любом исходе событий пострадают кредиторы страны. Крупнейшие — Китай и Россия — предоставили Венесуэле миллиарды долларов. Ожидать быстрого возврата этих средств не приходится», — констатирует Вязовский.