Россия балансирует на грани дефолта. 16 марта она должна выплатить купоны на 117,2 миллиона долларов по двум выпускам евробондов с погашением в 2023 и 2043 годах. Удастся ли ей это сделать в условиях блокировки половины золотовалютных резервов — большой вопрос.
В понедельник, 14 марта, Минфин направил банку — платежному агенту (им выступает Citibank) поручение о выплате инвесторам купонного дохода по этим облигациям в иностранной валюте. Но информации о прохождении платежа пока нет, сообщил глава ведомства Антон Силуанов, и есть риски, что он не дойдет до конечных получателей.
Если платежи так и не пройдут, Россия будет погашать долг рублями (по курсу ЦБ РФ на день платежа). Но на Западе такой вариант могут не засчитать, поскольку юридически по этим выпускам выплаты в рублях не предусмотрены. В стандартной правоприменительной практике это означает технический дефолт, который будет признан реальным, если в течение льготного периода (до 15 апреля) купоны не будет выплачены.
Если ограничиться только формальными рисками, дефолт России в этом случае с высокой вероятностью приведет к кросс-дефолту, когда нерезиденты потребуют от Минфина РФ погасить все принадлежащие им еврооблигации на сумму около 20 миллиардов долларов, пояснил «Ридусу» старший аналитик компании Esperio Антон Быков.
«Если Россия откажется от погашения в долларах США, иностранные инвесторы обратятся в суды для признания дефолта правительства России и получения права на взыскание долгов из заблокированных за рубежом российских активов», — добавил он.Инфляция© Pixabay.com
При замороженных 300 миллиардах долларов золотовалютных резервов России взыскать 20 миллиардов долларов будет несложно, отмечает эксперт. Но в этом ли цель западных инвесторов или они бросят свой взор на какое-то другое имущество, добавив его к замороженным активам, сказать невозможно, как и то, каким будет ответ России на такие действия.
По словам эксперта, при самом благоприятном сценарии дефолта все ограничится взысканием 20 миллиардов долларов, потерей западных инвестиций на следующие пять-десять лет и огромными репутационными издержками. Это приведет к дополнительному росту стоимости кредитования для резидентов даже в дружественных России странах Азии и Ближнего Востока.
«Последние два пункта особенно болезненны, потому что после заморозки золотовалютных резервов у России очень ограничены внутренние источники финансирования. Значит, даже самый мягкий сценарий дефолта страны приведет к более сильному спаду российской экономики в 2022—2023 годах, а затем и к более медленному росту после санкционного кризиса», — заключает аналитик.