В минувшую пятницу Токаев заявил о непризнании ЛНР и ДНР, а уже вчера стало известно, что остановилась отгрузка казахстанской нефти в Новороссийске.
Говорят, что нашли мины аж времён ВОВ и теперь надо разминировать воды у терминала.
Совпадение?
Судя по всему — да, совпадение, и опасность от старых мин действительно есть. Пока речь идёт об остановке на одну неделю.
Но даже такой срок — это большая потеря для Казахстана. Бюджет страны чрезвычайно зависит от продажи нефти, а продажа нефти завязана на трубу через территорию России. Да, у Казахстана есть порт Актау на Каспийском море и трубопровод в Китай, но их совокупные возможности по транспортировке в три раза ниже, чем у трубопроводов через Россию. И быстро нарастить альтернативу невозможно (почему — отдельная история, если хотите, напишу об этом подробнее).
Так вот, доходы бюджета Казахстана примерно на 60% обеспечиваются добычей и продажей нефти. При этом через этот трубопровод (КТК) Казахстан экспортирует почти 80% своей нефти. Недельный простой — это потеря 1 млн тонн экспорта нефти и 1% годового дохода бюджета. Кажется, что 1% — это мало? Ну как посмотреть: это, например, 1/3 от годовых расходов Казахстана на спорт и культуру. По словам казахстанских чиновников, нынешняя остановка КТК не повлияет на общие объёмы экспорта нефти.
А если представить ситуацию, при которой повлияет?
Налицо асимметрия рисков для России и Казахстана.
Для Казахстана закрытие КТК или трубопровода в Самару несёт несопоставимо большие издержки. По моим расчётам, если остановить весь экспорт нефти через Россию и переориентировать потоки на Азербайджан и Китай — Казахстан в моменте потеряет до 40% доходов бюджета. И если в первое время их можно будет заменить резервами Нацфонда, то через 2−3 года иссякнут и резервы.
Такая ситуация — это катастрофа для любой экономики. Это я ещё не говорю про возможность остановки любого другого экспорта через территорию России.
Да, конечно, такие меры приведут к де-факто уничтожению ЕАЭС, потере даже формального союзнического статуса и потенциальной нестабильности на самой протяжённой сухопутной границе РФ. В мирное время такой сценарий представляется «слишком дорогим» даже для России. Но время-то сейчас не мирное. В таком случае Казахстану придётся выбирать сторону и очень дорого платить независимо от сделанного выбора.