Недавно Верховный суд России, опираясь на решение Европейского суда по правам человека, направил уголовное дело главы Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального и Петра Офицерова, которые обвиняются в крупном хищении денежных средств у компании «Кировлес», на доследование в Ленинский суд города Кирова.
Однако Навальный заявил, что в Киров на суд не поедет, пока ему не выплатят компенсацию, положенную пол решению ЕСПЧ, или не вернут 500 тысяч рублей, потраченные на штраф по делу «Кировлеса» в 2013 году.
Он также добавил, будто «повестка в Киров» — это попытка сорвать рассмотрение в Московском окружном военном суде дела по убийству политика Бориса Немцова:
«Я вижу хитрые действия, направленные на то, чтобы саботировать сразу два процесса: и мой, и идущий сейчас в Московском окружном военном суде процесс по делу убийства Немцова. Они же отлично знают, что один из моих адвокатов по „Кировлесу“ — Ольга Михайлова, и сейчас три раза в неделю она сидит в суде присяжных по Немцову, представляя его родственников. Адвокатская этика запрещает Михайловой защищать клиентов, если это физически нельзя сделать. А у меня она ключевой защитник и именно с ней мы занимались ЕСПЧ».
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин считает категорический отказ Алексея Навального от участия в процессе признаком страха. Навальный, предполагает эксперт, опасается, что в деле «Кировлеса» могут открыться ранее неизвестные обстоятельства, которые «похоронят» под собой решение ЕСПЧ о невиновности экс-советника кировского губернатора.
«Надо понимать, что Навальный сегодня — наиболее яркий игрок на политическом поле от так называемой оппозиции. Естественно, его зарубежные кураторы заинтересованы в том, чтобы он и дальше участвовал в политической борьбе. Впереди — президентские выборы, а также единый день голосования. Возможно, его хотят выставить единым кандидатом от оппозиции на пост главы государства. А возможно, его планируют выдвинуть в депутаты какого-нибудь муниципалитета. Представляете, каково будет фиаско, если появятся дополнительные доказательства того, что господа Навальные и Офицеров действительно виновны в хищении средств у предприятия „Кировлес“? Поэтому Алексей Анатольевич и старается потянуть данный процесс», — рассказал Данилин.
А вот политолог Владимир Киреев придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, Ленинский суд может признать, что уже понесенное Навальным наказание — мера вполне достаточная, и закрыть это дело.
«Тогда процесс по „Кировлесу“ обретает в оппозиционной среде статус политического преследования, и Навальный, допустим, баллотируется в президенты России в качестве единого кандидата от оппозиции. Но вопрос заключается в том, с каким результатом Алексей Анатольевич сможет выйти из президентской гонки. Наша оппозиция, выступив против воссоединения Крыма с Россией, вконец утратила свою популярность. А потому, скорее всего, результат Алексея Навального будет стремиться к статистической погрешности. Нужно ли это Навальному, который якобы выступает от лица граждан всей необъятной России? Я думаю, нет. Ему куда будет сподручней оставаться в статусе гонимого оппозиционного деятеля, которому вот уже много лет не дают себя проявить. Вот он и показывает нам кульбиты, потому что изо всех сил пытается остаться в уютном, а главное — в сытном для себя статусе. Ведь дело-то отправлено на доследование, а это — вовсе не значит, будто оно совсем закрыто, как утверждает Навальный, и впредь Алексей, дескать, может баллотироваться куда угодно», — поведал Киреев.
Эксперт отметил, что своими «шатаниями» Алексей Навальный, можно сказать, подставляет коллег по оппозиции:
«Организация бывшего владельца компании ЮКОС Михаила Ходорковского „Открытая Россия“ устраивала интернет-голосование за „альтернативного президента“, в котором Навальный набрал большинство голосов. Помимо этого, во время первого процесса по „Кировлесу“ в поддержку Навального митинговали сотни оппозиционно настроенных граждан. Некоторые из них даже ездили за собственные средства в Киров, дабы быть рядом с Навальным в трудную для него минуту. И вот, когда у Алексея Анатольевича наконец-то появляется шанс еще раз попробовать свои силы в политике, он пятится назад».
Между тем, сам Алексей Навальный заявил у себя в микроблоге, что компенсация, присужденная ЕСПЧ, выплачена ему в полной мере. Но при этом политик не уточняет, собирается ли он ехать в Киров или же не собирается.
Экс-советник губернатора Кировской области Алексей Навальный был признан виновным в крупном хищении средств у государственного предприятия «Кировлес» в 2013 году.
Навальный, будучи советником кировского губернатора, создал при содействии своего бизнес-партнера Петра Офицерова «Вятскую лесную компанию», ставшую посредником между «Кировлесом» и конечным потребителем лесопродукции. По данным следствия, сообщники уговорили генерального директора госпредприятия Вячеслава Опалева продавать им лес по заниженной стоимости, а после перепродавали купленную по-дешевке древесину по рыночным ценам. В результате бюджету Кировской области был нанесен ущерб на 16 миллионов рублей.
Действия Навального были квалифицированны как хищение принадлежащей «Кировлесу» продукции в особо крупном размере, совершенное путем растраты. Сначала экс-советника Никиты Былых приговорили к пяти, а Петра Офицерова и Вячеслава Опалева к четырем годам лишения свободы, однако позже приговоры фигурантам процесса были заменены на условные сроки.