Авто

Чем опасны китайские самосвалы

1 4434

В последние полтора года в соцсетях заметно активизировались обсуждения перегруза и превышения максимальных габаритов грузовых транспортных средств. Связано это с приходом на российский рынок китайских самосвалов и фур.

В предшествующие годы интерес к превышению допустимой массы во многом сдерживала политика европейских производителей. Эксплуатация с перегрузом 30-50% грозила «слетом» с гарантии, и перевозчики старались оставаться в рамках разумного. С началом экспансии китайских производителей и одновременным обвалом тарифов на перевозки, в сфере перевозок произошел цивилизационный откат. Гарантия на китайскую технику существует пока главным образом на бумаге, и перевозчики вернулись к эксплуатации по формуле «купить, окупить, отжать и списать».

В интернете появилось огромное количество предложений «наращивания бортов в условиях цеха с последующей покраской кузова в единый цвет», а на YouTube регулярно вызывают хайп ролики под обобщенным названием «Как обмануть систему весогабаритного контроля».

Разбираемся в последствиях перегруза для безопасности движения и дорожного покрытия, а также в том, почему отношение к перегрузу стало, или всегда было, таким безответственным.

Как возникают условия для перегруза

Грузоподъемность автомобиля прописана в ОТТС, выданном по результатам сертификации.

Напомним, что сертификация автомобилей в РФ проводится в соответствии с техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств», принятым постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009. Обязательной сертификации подлежат легковые и грузовые автомобили, автобусы, двухколесные транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания. Результатом сертификации является Свидетельство об одобрении типа транспортного средства (ОТТС), документ, подтверждающий законность и безопасность технических характеристик для модели автомобиля, ранее не представленной на территории РФ.

На бумаге с китайскими самосвалами все в пределах нормы:

Самосвал SITRAK C7H MAX 8×4

  • Снаряженная масса автомобиля 17 880 кг
  • Технически допустимая общая масса автомобиля 48 000 кг

Самосвал FAW J6 8Х4

  • Снаряженная масса автомобиля 20 660
  • Технически допустимая общая масса автомобиля 42 600 кг

Самосвал FOTON AUMAN 8×4

  • Снаряженная масса автомобиля 15 400 кг
  • Технически допустимая общая масса автомобиля 41 000 кг

И для сравнения:

Самосвал Scania P114CB 8×4 HZ380

  • Снаряженная масса автомобиля 16 100 кг
  • Технически допустимая общая масса автомобиля 48 000 кг

Как видим, разница между технически допустимой массой у европейского самосвала больше, чем у двух из трех китайских моделей. Как же тогда возникают условия для перегруза?

Мы уже писали о том, что грузят такие машины, как правило, под завязку, так как каждый кубометр кузовного пространства — это реальные деньги. Наверняка каждому водителю легкового автомобиля хоть раз в жизни приходилось уворачиваться от щебня, который сыпется с самосвала несмотря на то, что загруженный по самые борта кузов стыдливо прикрыт какой-то сеточкой, имитирующей маркизу.

При этом масса одного кубометра песка из карьера больше 1 тонны. Масса одного кубического метра песка даже по ГОСТ составляет 1650 кг. Несложно подсчитать, что при паспортной загрузке в 30 тонн Sitrak C7H MAX 8×4 везет не 30, а 49,5 тонн груза, и это если предположить, что где-то добывают и перевозят песок, соответствующий ГОСТ.

Еще больше увеличить эту массу позволяет услуга наращивания бортов. Поиск по этому словосочетанию позволяет убедиться, что компаний, предлагающих такую услугу, более чем достаточно. Рекламный текст на сайте одной из таких компаний из Ульяновска утверждает, что комплект надставных бортов позволяет увеличить объем кузова до 50%. Предлагается несколько вариантов: по заднему, по переднему, по боковым бортам, и комбинированная надставка, увеличивающая высоту по всему периметру. Компания предлагает регистрацию вносимых изменений и получению новых документов на автомобиль.

Нетрудно подсчитать, что с надставкой из нашего примера Sitrak везет уже 74,25 тонн. И это еще «цветочки», так как в России еще более или менее законобоязненное (пока) сообщество грузоперевозчиков.

В Китае, на родине самосвалов Sitrak, FAW и Foton, ситуация с перегрузом приобрела характер устрашающей нормы. Два года назад в сети завирусилось видео, в котором в самосвалы-трейлеры, работающие на карьере, грузят 120, 150 и даже 170 тонн.

Страшно даже представить, что представляет собой ДТП с участием автомобилем с такой массой. Потеряв способность тормозить где-нибудь в горной местности, подобный неуправляемый снаряд, наехав сзади на колонну легковых автомобилей, произведет эффект, сравнимый с тем, что случилось с недавно затонувшим злосчастным батискафом «Титан».

Причины такой ситуации с перегрузом в Китае описаны в одном из комментариев к ролику с перегруженной техникой.

Приводим выдержки в переводе.

«В Китае грузовики работают с перегрузом. Дорожная инспекция штрафует за это нарушение, но прибыль все равно большая, даже с учетом расходов на штрафы. Если не перегружать машины, владелец не сможет оплатить топливо, а также осуществлять платежи по автокредиту. Обычно ему требуется 2-3 года работы, чтобы погасить кредит. Реальная нагрузка автомобиля намного превышает паспортную грузоподъемность. При этом владелец оплачивает дорожный налог в соответствии со стандартным тоннажем. Поскольку это выгодно, в Китае почти все грузовики перегружены. Проблемы эксплуатации владельцев не особенно заботят, так как средний срок службы грузовика 6-10 лет. За это время техника окупается, приносит прибыль, затем идет под списание».

Этот комментарий вскрывает сложившуюся порочную практику, но его тон, и тон других комментариев под тем же видео из Китая, вселяет пусть слабую, но надежду. Никому из комментаторов не пришло в голову вставить в свой ответ эмодзи с бицепсом, никто не хихикает, не ставит восклицательных знаков, не пишет «вот это мощь!». Одним словом, по тону ощущается, что для людей все это безобразие — скорее, источник горечи и стыда, нежели гордости. Комментаторы как бы стараются извиниться за это опасное убожество.

В комментариях российских пользователей под роликами на обобщенную тему «как обмануть весовой контроль» тон несколько иной. Бросаются в глаза эмодзи с ухмылками, хлопающими ладошками, пальцами вверх и прочий юмор висельников.

Вообще говоря, многие события последних полутора лет убедительно доказали интуитивное предположение, что собственная жизнь для наших граждан — не самая главная ценность. Распоряжение своей жизнью — неотъемлемое право свободного человека. Но стоит задать вопрос — а только ли свою жизнь ставит на карту менеджер, логист, водитель или заказчик, допуская перегруз?

Физика перегруза

Загрузка с превышением допустимой массы, оказывает комплексное воздействие на автомобиль — на его управляемость, маневренность, торможение и ускорение.

По данным Федерального управления безопасности автотранспортных средств США (FMCSA), при хороших погодных условиях полностью загруженному грузовику, движущемуся со скоростью 90 километров в час, требуется приблизительно 160 метров до полной остановки — более полутора футбольных полей. Эта дистанция увеличивается при перегрузе, хотя зависимость и не такая линейная, как подсказывает второй закон Ньютона: сила равна массе, умноженной на ускорение. В 2019 году эту нелинейность продемонстрировала в серии опытов группа ученых из Словакии. Они провели тесты с грузовым фургоном Peugeot Boxer.

Эксперимент включал грузы весом 250, 500, 750 и 1000 кг. При этом каждый вес устанавливали в грузовом отсеке в трех положениях: максимально близко к передней оси, посередине и над задней осью.

Фургону без груза, двигавшемуся по сухой дороге со скоростью 120 км в час, потребовалось 29,28 метра для полной остановки .

Интересные результаты дала загрузка весом 750 кг. Торможение с грузом в передней части привело увеличению тормозного пути на 1,77 м. до 31,05 м., что означает его возрастание более чем на 6%.

Описанное исследование проводилось с использованием относительно небольшого фургона Peugeot Boxer грузоподъемностью не более 2 тонн. Когда же речь заходит о фурах и самосвалах, цифры получаются куда более серьезные, при сохранении общего принципа.

Теперь давайте спроецируем все это на приведенный выше пример с торможением загруженого грузовика по FMCSA (160 метров до полной остановки). Очевидно, что здесь эти самые 6% будут выражены уже в совсем других цифрах.

Заметим, что словацкий эксперимент проводился на сухой дороге, в случаях с покрытиями с более низким коэффициентом сцепления (лед, грязь, вода) пробег может возрастать в разы.

Что происходит при ДТП с участием грузовых автомобилей

В России статистику ДТП с участием грузовых автомобилей в 2019 году изучили аналитики СК «Согласие». Были проанализированы дела, связанные с выплатой по ОСАГО водителей грузовой техники. По итогам был составлен рейтинг грузовиков, часто попадавших в ДТП. Китайские автомобили FAW заняли в списке 4-е место. Первую позицию заняли грузовики корейского производства, но, оценивая этот факт, стоит учитывать, что автомобилей китайского производства в 2019 году на дорогах РФ было в разы, если не на порядок меньше.

В одном из предыдущих материалов, посвященных коммерческому транспорту, мы уже писали о том, что новости с авариями китайских стали одним из регулярных источников хайпа в соцсетях. В частности, широкую известность приобрело фатальное ДТП с участием китайского самосвала Shaanxi Shacman F3000, произошедшее произошло в 2020 году на участке трассы М-5 между Уфой и Челябинском. Грузовик с недействующей тормозной системой совершил наезд сзади на колонну из пяти легковых машин на участке перед строящимся мостом.

Машины, двигавшиеся друг за другом с минимальной скоростью, были попросту смяты. Не менее резонансным оказалась новость о столкновении двух зерновозов FAW в мае 2023 года на трассе «Ростов-Азов». У одного из грузовиков отказали тормоза, в результате он врезался в зерновоз той же марки, стоявший у обочины. Инцидент обошелся без жертв, в отличие от ДТП на на трассе Серов-Североуральск-Ивдель. 20 мая грузовик Hongyan на полной скорости совершил наезд в Renault Sandero, в результате трехлетний мальчик и годовалая девочка, находившиеся на заднем сиденье, попали в реанимацию. Специалисты отмечают, что в большинстве случаев подобные аварии связанныы с нарушениями в работе тормозной системы. В ряде случаев эксперты отметили и факт перегруза.

Закрепим эффект от этих частных случаев фактическими данными зарубежной статистикой, поскольку именно там можно получить наиболее исчерпывающие данные. В 2019 году Федеральное управление безопасности автотранспортных средств США опубликовало результаты исследования причин ДТП с участием грузовиков (Large Truck Crash Causation Study). В исследовании проблемы с тормозной системой, включая отказ и некорректную регулировку, названы причиной ДТП почти в 30% инцидентов с участием большегрузной техники. Статистика по ДТП в Китае обнаружилась в исследовании производителя тормозных систем и гидравлических тормозов-замедлителей NingBo HuaSheng United Brake. По мнению аналитиков компании, на первом месте в списке причин ДТП с грузовыми автомобилями вождение лицом, не имеющим категории, дающей право управлять грузовым автомобилем. На втором — ненадлежащее техническое состояние, в частности, в 20% случаев — это отказ тормозной системы.

В США в горной местности, в том числе, на ремонтирующихся или строящихся участках, оборудуют пандусы для аварийной остановки грузовых автомобилей, потерявших управление на дороге. В 2020 году, по данным FMCSA, в Штатах произошло 450 000 аварий с участием грузовиков. Из них 4 000 происшествия связаны с отказом тормозной системы. Три из четырех автомобилей остановились в таком пандусе. И только каждый четвертый грузовик совершил наезд на автомобиль или несколько транспортных средств. Но хочется спросить, а где такие ловушки в России? Если они вообще где-то есть, то точно ее не было у того злосчастного моста между Уфой и Челябинском.

То, что две резонансные аварии с китайскими грузовиками произошли почти одновременно в мае 2023 года, неудивительно.

Грузовых автомобилей китайских брендов на дорогах стало больше, и этим, очевидно, объясняется рост количества ДТП с их участием. Это убедительно подтверждают результаты продаж, в которых тягачи и самосвалы из Поднебесной бьют все рекорды.

Агентство «АВТОСТАТ» со ссылкой на АО «ППК» сообщает, что за первые четыре месяца 2023 года в РФ реализовано 10,5 тыс. новых седельных тягачей всех марок. На долю тягачей из Китая в этом объеме приходится 66% или околоа 7 тыс. единиц. Это в 100 раз больше в сравнении с периодом январь–апрель год назад, когда было реализовано 68 единиц.

При этом эксперты делают вывод о том, что в общем объеме продаж значительная доля принадлежит новым брендам, о надежности которых вообще ничего неизвестно. Например, около 43% было продано 4,5 тысяч седельных тягачей марки SITRAK.

Помимо повышенной нагрузки на тормозную систему следствием перегруза является снижение управляемости. Особенно это заметно при увеличении нагрузки на заднюю ось, что чаще всего и происходит при перегрузе. Сцепление с дорогой шин на передней оси снижается.

Все эти факторы становятся еще более опасными при движении под уклон. На спуске дистанция до полной обстановки увеличивается в соответствии с законами физики. Производители самосвалов учитывают это — например, в конструкции тягача Sitrak C7H предусмотрен горный тормоз. Однако стоит помнить, что он настроен на работу в определенном диапазоне, и ситуацию с перегрузом разработчики точно не учитывали. Это противоречило бы самому принципу инженерной разработки.

Влияние на дорожное полотно

«Для грузового транспорта весом 50 тонн, достаточно одного проезда для того, чтобы практически полностью уничтожить дорогу», — отметил в своем интервью начальник управления развития информационных технологий ГБУ «Безопасность дорожного движения» Ильдар Фарахов.

Доказательства правоты этого утверждения находим в статье РБК, опубликованной в 2016 году. В ответ на запрос о влиянии перегруза на состояние дорог, федеральное агентство Росавтодор сообщило, что воздействие перегруженного самосвала или фуры в пять раз больше в сравнении с автомобилем, загруженным по нормативам. По мнению специалистов, разрушающее воздействие от проезда одного грузовика с перегрузкой сопоставимо с проездом 100 000 легковых автомобилей. В агентстве подсчитали ущерб от нарушителей в целом по стране. Ежегодный ущерб для дорог оценивается в размере до 2,5 трлн рублей.

Дополнительные цифры, которыми выражается ущерб от перегруженных фур и самосвалов, содержатся в исследовании ученого из Технологического университета Аддис-Абебы под названием «Влияние перегруженных автомобилей на срок эксплуатации дорожного покрытия». Автор исследования утверждает, что перегруженный коммерческий транспорт наносит значительный ущерб дорожной инфраструктуре и влечет значительное увеличение ежегодных расходов на обслуживание дорог. Объектом исследования стал основной маршрут следования тягачей с прицепами и полуприцепами, доставляющими грузы в порт Джибути.

Исследователи установили, что для грузовиков на маршруте превышение допустимой нагрузки на переднюю ось в среднем составляет до 1,86% и в среднем до 29% на заднюю ось.

Авторы пришли к выводу, что увеличение предельной нагрузки на ось с 10 до 12 тонн сокращает в теплое время года срок службы дорожного покрытия до 64% в сравнении с покрытием, которое эксплуатируется без перегрузок. В зимний сезон последствия перегруза не так заметны, но тоже есть — покрытие теряет примерно одну пятую жизненного цикла. Последствия для шоссе такие же, как во всем мире — быстрое появление колейности, появление ям и выбоин.

Об этих последствиях не понаслышке знают жители многих населенных пунктов в России. Например, жители подмосковного Тучково, в окрестностях много карьеров, ездят в обстановке перманентной колейности в любое время года.

Воздействие деградации дорожного полотна на состояние грузовых автомобилей подсчитали в Дагестанском государственном техническом университете. По мнению исследователей, ухудшение состояния дорожного полотна приводит к сокращению срока службы грузового транспорта на 30%. Это приводит к росту расходов грузоперевозчика на обслуживание.

Юридическая сторона дела

В России отношение государства к перегрузу тянет назвать «вилянием». С одной стороны, есть действующий закон 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». В течение длительного времени, до 2015 года, по этому закону максимальный предел превышения технически допустимой массы составлял 2%. Однако в 2015 году в соответствии с другим законом, 92-ФЗ от 15.04.2015 в 127-ФЗ внесены некоторые изменения. Они затронули, в частности, верхний предел, после которого наступают штрафные санкции. — планку подняли до 10%. Таким образом, без нарушения на трехосном самосвале можно стало перевозить уже не 25 до 27,5 т, а на четырехосном не 32, а 35 тонн. В последней действующей редакции закона от 15.04.2022 изменения сохранены.

В соответствии с КОАП, штраф за зафиксированное нарушение перегруза от 30 до 50% составляет с апреля 2023 года до 400 000 рублей. Выдачу специальных разрешений, которыми раньше вполне законно прикрывались водители, в последние 3 года стали планомерно сокращать. Возможно, именно это и привело к росту популярности роликов, в которых рассказывают, как обмануть весогабаритный контроль. Способы эти, кстати, выглядят откровенной клоунадой, но, похоже работают. Преобладают рекомендации проезжать под рамкой со скоростью ниже 10 км/ч. При этом особенно эффективно, по мнению авторов, ехать правыми колесами по обочине. Кажется, секрет пробок, возникающих в чистом поле, раскрыт.

В США все проще — если в результате расследования выясняется, что автомобиль имел избыточный вес, для виновника наступают серьезные юридические последствия. Законодательство индивидуально для разных штатов, но в случае ДТП со смертельным исходом, оператора или владельца можно привлечь к ответственности по обвинению в непредумышленном убийстве.

Подробные данные представлены на сайтах юридических фирм, специализирующихся на ДТП с участием грузовиков. Помимо информации о юридических последствиях, на одном из таких ресурсов нашелся список из более чем 15 травм, которые чаще всего получают жертвы ДТП с участием грузовиков. Там фигурируют переломы позвоночника, сложные переломы конечностей с раздроблением костей и прочие неприятные вещи. Читая это, невольно вспоминаются веселые эмодзи под роликами «Как обмануть систему весового контроля»…

Остается только добавить, что Эфиопия, в которой проводились упомянутые в статье исследования, в списке МВФ стран по ВВП на душу населения в 2020 году стояла на 173-м месте в мире, неизмеримо ниже России, удерживающей место в начале шестого десятка. Ну, а чемпион по перегрузам Китай в 2021 году занимал ни много ни мало 29-е место. При этом отношение к перегрузу в Эфиопии, и в Китае, и в России, похоже, одинаково безответственное.

Действуя по старому советскому принципу «все вокруг колхозное, все вокруг ничье», владельцы перегруженных самосвалов преследуют сиюминутную выгоду и безответственно относятся к жизни своих водителей, пассажиров и водителей легкового транспорта и дорогам. Вот только сегодня, в отличие от СССР, дороги и службу скорой помощи содержат на налоги, полученные с тех же грузоперевозчиков. Получается, что сиюминутную выгоду они одалживают сами у себя.

На фоне вышесказанного, покупка дешевого китайского шасси, наращивание бортов и эксплуатация по формуле «купил, отбил, отжал, избавился» перестает казаться такой уж «вкусной» бизнес-идеей, и, что главное, безопасной затеей.