Наука и техника

Чем отличен имидж Италии от Германии, а ЮАР от РФ –14 слов Саймона Анхольта

10 521

Саймон Анхольт. © wikipedia.org

Британский политолог Саймон Анхольт впервые в мире ввел понятие «брэндинг страны». В Россию он приехал для участия в Валдайском форуме. Кроме того, он встерился с президентом страны Путиным; а затем прочитал лекцию для журналистов в стенах РИА Новости, которую прослушал и корреспондент «Ридуса», и по итогам вывел 14 основных тезисов от британского ученого…

  • Человечество в своей массе отнюдь не космополитично: большая часть населения планеты полагает, что иностранцы хуже них самих, а иностранные политики еще хуже рядовых иностранцев.
  • Усредненный землянин постоянно думает лишь о трех странах – собственной родине (которую практически все ставят на первое место), Соединенных Штатах, а также каком-то третьем государстве (обычно о том, куда хочется поехать в отпуск). Вместе с тем в мире насчитывается 205 государств. Таким образом, для большинства жителей планеты 202-х стран просто не существует.
  • Коллективное международное общественное мнение схоже с психологией семилетнего ребенка. «Индивидуально каждый из нас довольно умный человек, но вот коллективно, все мы туповаты», - уверен британский политолог.
  • Для «коллективного международного бессознательного» не существует прогрессивных или консервативным политиков, зато существуют красивые декоративные страны, или, напротив, уродливые. Среди последних, впрочем, встречаются весьма полезные. Как пример, Италия – как раз-таки декоративная страна, хотя ее технологии на уровне той же Германии, она все равно воспринимается именно таковой. А вот в Германии, - жители планеты в своей массе уверены, - нет никакой культуры, она полезна, но некрасива.
  • Немаловажен и менталитет населения той или иной страны в восприятии «коллективного международного бессознательного». Так, например, Франция была бы для мирового сообщества идеальной, если бы не сами французы, которые, по общему мнению, грубы и вообще не считают за людей тех, кто не говорит по-французски.
  • Международное общественное мнение – это «фиксированная реальность», оно практически не меняется со временем. Чтобы его толкнуть в какую-либо сторону, требуется порядка 10 лет, то есть должно смениться минимум одно поколение.
  • Шесть основных критериев – экспорт, госуправление, культура, народ, туризм, инвестиции – определяющие для «международного коллективного бессознательного». Эти показатели и создают доброе (или не очень) имя страны. Но, как отмечает политолог, каждый из критериев влияет на общий показатель неравномерно. Иногда «культура» весомее «народа» и «госуправления», как в случаях с Францией и Италией. Иногда, наоборот: позитивный облик Германии определяют госуправление и экспорт.
  • Репутация страны отражается на ликвидности любой ее продукции: гражданам Руанды при реализации одного и того же товара с японцами, пришлось бы демпинговать, иначе – крах.
  • Репутация страны отражается и на личном общении, и на деловом: если, скажем, гражданин все той же Руанды представится гражданином ЮАР, с ним будут лучше общаться.
  • Когда человек думает о той или иной стране, он не думает о пейзажах или технологиях, он размышляет в совокупности о людях, что эту страну населяют. Он сразу представляет себе аборигена: итальянца, лежащего на берегу моря, щепетильного немца и так далее. Имидж страны – это имидж людей. Если невозможно представить себе типичного представителя этой страны – значит, имиджа вообще нет, и вероятность что кто-то будет думать о вашей стране практически нулевая. Так же и с культурой: для усредненного человека невозможно уважать страну, культура которой неизвестна. «Россия должна больше тратиться на экспорт собственной культуры, - уверен британский политолог. – Но это не должно быть экспансией, страна должна делиться своей культурой».
  • «Коллективное международное бессознательное» на самом деле даже и не представляет – какой он, русский, на самом деле. Все соткано из мифов и легенд. Состояние демократии, скажем, не может быть элементом имиджа. Во-первых, оно с трудом видится из-за рубежа, а во-вторых, всем известно, что граждане всегда ругают собственную власть.
  • По мнению, Анхольта, имидж России в мире сегодня улучшается. В 2013 году, по его расчетам, о нашей стране стали лучше думать, нежели два года назад. В то время как мнение населения планеты о многих других странах десятилетиями не меняется. Иначе говоря, в мире думают о России. А раз думают, всегда можно что-то улучшить или переделать.
  • Человечество в своей массе не только не космополитично, но и консервативно. Потому тот же запрет пропаганды гомосексуализма не только не ухудшил мнения иностранцев о России, но повысил в чем-то ее авторитет.