В районной группе сообщили, что при работах во дворе поликлиники № 62, что на севере столицы, в котловане были найдены человеческие кости, много.
Ну а что. Тут у нас было огромное солдатское (инвалидское) Братское кладбище, это широко известно. Открыли его в 1915-м, закрыли уже в 1925 году, сделали парк, еще через тридцать лет кладбище закрыли окончательно, востребованные захоронения были перенесены штатным порядком, невостребованные заровняли.
На месте кладбища теперь минимум три районных парка: Чапаевский, у кинотеатра «Ленинград» (ныне он называется «Мемориальный комплекс героев Первой мировой») и небольшой скверик на улице Алабяна. Говорят, что даже парк «Березовая Роща» частично захватывает территорию кладбища, но что-то верится с трудом — далеко.
В пятидесятых при застройке района границы парков (бывших кладбищ) спрямили и какие то дома и сооружения попали на бывшие захоронения. Ну, вот поликлиника, видимо, тоже.
В группе нашей, конечно, тут же поднялся либеральный вой против «проклятых большевиков» и классическое «вот поэтому так и живем». А я подумал: ну а что?
Кладбище чем лучше парка? Тем более поликлиники? В парке у кинотеатра «Ленинград» десятки поколений своих детишек выгуливали, а останься там кладбище — кому польза?
Чьи кости достали из котлована поликлиники № 62? Солдат. Трагическая ли ситуация? Как сказать. Судьбы этих солдат вообще были непростыми: забрали их на империалистическую бойню прямо из их деревень, покалечило их войной, долго и трудно они болели, лежали по госпиталям и упокоились в безымянной братской могиле.
Грустно? Наверное. Хотя я не знаю ни одной не грустной человеческой судьбы, все они — цепь трагедий и никакого хэппи-энда. Хорошо ли, что над их могилой построили поликлинику? Ну, раз другого места не нашлось, то почему бы и нет. Поликлиника вещь полезная, в отличие от могилы, кстати.
Я, когда помру, сам лично не уверен, что мне вообще нужна будет могила. Бесполезный землеотвод, по сути. Пусть там будет лучше детская площадка, теннисный корт, да хоть автостоянка или место для мангала. Мертвым — мертвое, а живым — живое.