Россия 30 сентября начала наносить авиаудары в Сирии по позициям «Исламского государства». Согласно официальным данным Минобороны, в операции задействованы самолеты Су-34, Су-24М и Су-25. Кроме этого, на авиабазе в Латакии замечены самолеты Су-30МС.
Самым современным из российских самолетов, принимающих участие в операции в Сирии, является истребитель-бомбардировщик Су-34. Поскольку он способен наносить точные удары не только в тактической, но и в оперативной глубине территории противника, его также классифицируют как фронтовой бомбардировщик.
Он разрабатывался с конца 1980-х годов, но на вооружение был принят только в 2014 году. Среди достоинств самолета — высокая маневренность на низких высотах, современное навигационное, прицельное оборудование и радар. Экипаж из двух пилотов защищает титановая кабина.
Су-34 способен развивать скорость до 1900 км/ч. Максимальная дальность полета — 4500 км без дозаправки, потолок — более 14 тыс. м над уровнем моря. Самолет способен нести до 8 т боеприпасов.
Согласно данным из открытых источников, в состав российской авиагруппы в Сирии входит шесть бомбардировщиков Су-34.
На базе в сирийской Латакии также размещены Су-30СМ - многоцелевые тяжелые истребители поколения 4+, созданные на базе Су-27.
Проектирование этих самолетов началось в конце 1969 года в качестве ответа на создание в США истребителя F-15. Модернизированный вариант Су-30 испытали в конце 1990-х. В 2012 году были заключены первые контракты на поставку машин для нужд Минобороны РФ.
Су-30СМ предназначены главным образом для борьбы с воздушными целями, однако способны наносить удары и по объектам на земле. Пока официальных сообщений о применении этих истребителей не было. На базе в Латакии находятся четыре таких самолета.
Удары по объектам террористов в Сирии с помощью неуправляемых 500-килограммовых фугасных бомб ФАБ-500 наносят дозвуковые штурмовики Су-25.
Разрабатывать штурмовик начали почти полвека назад, а в воздух он впервые поднялся в далеком 1975 году. Самолет предназначался для поддержки войск непосредственно над полем боя и проектировался как максимально простой в эксплуатации и обслуживании реактивный самолет, обладающий высокими маневренными характеристиками и повышенной «живучестью».
В 1981 году Вооруженные силы СССР пополнили первые серийные образцы СУ-25. Самолет заслужил репутацию неприхотливой техники во время боевых действий в Афганистане. Последняя модернизация самолета проводилась в начале 2000-х: тогда была создана модификация Су-25СМ. Практическая дальность полета составляет 640–1250 км, а максимальная боевая нагрузка — 4,4 т. В сирийской операции в настоящее время задействованы 12 штурмовиков Су-25СМ.
Еще одним самолетом, выполняющим боевые вылеты в Сирии, является фронтовой бомбардировщик Су-24.
Самолет разрабатывался с конца 1960-х годов, а на летные испытания вышел в начале 1970-х. В 1975 году его приняли на вооружение. Су-24 стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, обеспечивающим круглосуточное и всепогодное применение.
Модернизированные серийные Су-24М б появились на вооружении ВВС СССР в июне 1981 года. Главным направлением модернизации самолета стало увеличение боевых возможностей за счет установки нового прицельного оборудования и расширения номенклатуры вооружения в части управляемого оружия с лазерным и телевизионным наведением.
Практический потолок машины — высота 11 км, максимальная боевая нагрузка — 8 т, практический радиус действия — 600 км. Сейчас в Сирии находятся 12 таких российских самолетов.