Россия сократила внешний долг до минимума за 10 лет. По данным Центробанка, на 1 января 2019 года показатель внешнего долга составил 453,7 миллиарда долларов, уменьшившись на 12% за год.
Максимальное значение внешнего долга России было зафиксировано в 2014-м: тогда общая сумма задолженности составляла 733 миллиарда долларов.
Ситуация с внешним долгом России в высшей степени странная, поэтому однозначно говорить о том, что снижение этого долга — явление позитивное, нельзя, считает профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков.
Само по себе снижение внешней задолженности — вещь, безусловно, радующая. Ведь надо не только сам долг возвращать, за кредиты надо еще и проценты выплачивать. Помните поговорку, что занимаешь деньги чужие и на время, а возвращаешь свои и навсегда? — сказал он.Однако открывать шампанское по поводу сокращения внешнего долга России преждевременно, предупреждает эксперт.
Ведь США свой внешний долг наращивают устрашающими темпами и могут себе это, как говорится, позволить. Просто потому, что им в долг с радостью дают. У России же ситуация совершенно иная — мы и рады бы занимать, но нам никто не хочет давать кредитов, — объяснил он «разницу в подходах».Если бы долг России снижался за счет позитивного сальдо (возвращаем больше, чем занимаем), это бы говорило о здоровье национальной экономики. Но в том-то и дело, что стремительное сокращение внешнего долга РФ связано с почти полным отсутствием противоположного процесса — взятия займов из-за рубежа. Россия с 2014 года только отдает старые долги, но не делает новых.
России инвестиции нужны как воздух — у нас столько проектов, которые при наличии финансирования произвели бы технологический рывок! Но мы отрезаны санкциями от этой „системы жизнеобеспечения“, поэтому нетто-сокращение внешнего долга экономику особого не подстегивает, — объясняет Юденков.О том, что сокращение — и даже полная выплата — внешнего долга не является панацеей от экономических проблем, напоминает история Социалистической Республики Румыния, лидер которой, Николае Чаушеску, полностью расплатился с суверенным долгом страны (13 млрд долларов), образовавшимся за десятилетия бурного роста национальной экономики.
Однако выплата внешнего долга привела к резкому падению уровня жизни населения, росту цен и дефициту товаров. Подобно некоторым современным российским деятелям, Чаушеску заявлял, что люди «слишком много едят».
Как итог — Румыния погасила свой внешний долг всего за несколько месяцев до революции в декабре 1989 года, стоившей Чаушеску поста и жизни.