Кино

Через тернии к звездам: чего ожидать от «Короля Ричарда»?

0 5985

Существует отдельный жанр фильмов, давно закрепившийся в современном кинематографе — спортивная драма о преодолениях и триумфе. Мотивирующие истории большого успеха — то, что всегда пользовалось популярностью у зрителей и безусловно хорошо продается (причем, как за рубежом, так и в России — вспоминайте «Движение вверх» или «Легенду номер 17»).

Звезд хватает в каждом виде спорта, поэтому в этот раз Universal Pictures в содружестве с Warner Bros решили экранизировать историю становления легендарных теннисисток Серены и Винус Уильямс, но рассмотреть ее через призму другого главного героя в жизни обеих девушек — их отца, Ричарда Уильямса.

Ричард Уильямс всегда был уверен в том, что в его доме растут самые успешные женщины будущего — будущие врачи, адвокаты и минимум две спортивные звезды большого тенниса. Соседи осуждали чересчур строгое воспитание девочек, окружение в гетто не приветствовало стремление к успеху, а всевозможные спонсоры и тренеры отказывают семейству в поддержке по самым разным причинам. Однако Ричард положил всю свою жизнь, заработки и ресурсы на то, чтобы правильно воспитать своих дочерей и привести их в будущее, до которого он сам не смог дотянуться.

Уилл Смит воплотил сложного персонажа, к которому сложно относиться однозначно.Уилл Смит воплотил сложного персонажа, к которому невозможно относиться однозначно.© Universal Pictures

Тащит на себе весь этот «девичий ансамбль» настоящий мастодонт современного мейнстрима — Уилл Смит. Именно он в свои 53 года (вдумайтесь, ему уже 53!) и стал главным двигателем сюжета и происходящих событий. Режиссировать картину взялся Рейнальдо Маркус Грин, постановщик сериала «Главарь». Лента с самого начала гордо заявляет о том, что успех — это результат каждодневного, тяжёлого и весьма кропотливого труда, который сопровождается немалым количеством далеко не самых простых решений.

О том, что будет сделана ставка на проблемы расизма и прочий антураж движения «Black Lives Matter», было понятно сразу — в фильме 70% темнокожего актерского состава, режиссер-афроамериканец, а финальную песню поет поп-дива Бейонсе. Да и основное действие фильма развивается на фоне безрадостных пейзажей Комптона — печально известного гетто-района Лос-Анджелеса. Конец 80-х — начало 90-х: самое неспокойное время. Повсюду идут разборки банд, людей расстреливают прямо на улицах, творится форменный беспредел.

И среди всего этого — семейство Уильямс, состоящее из семи человек (папа-охранник, мама-медсестра и пять юных дочерей). Родители много работают, девочки усердно учатся. При этом родители отдают все свободное время и силы своим детям — тренируют, водят в церковь и по-настоящему заботятся. Этакий лучик в темном царстве с надеждой на светлое будущее.

Глядя на то, как трепетно родители уделяют внимание дочерям, несмотря на две смены подряд на работе, понимаешь, что именно так должна выглядеть счастливая семья. Никто не закрывается в комнате в своих проблемах, прижимаясь к бутылке, а наоборот, ведут активную жизнь, ходят на тренировки. И все это — вместе с детьми.

Настоящее отражение слово "семья": мама, папа и пятеро дочерей.Настоящее отражение слово «семья»: мама, папа и пятеро дочерей.© Universal Pictures

Во многом именно благодаря централизации на теме семьи «Король Ричард» выпадает из привычного клише спортивных драм. Не в последнюю очередь этому помогает факт того, что в центре повествования оказывается не легендарный спортсмен, а именно его родитель. Зачастую родители в таких фильмах играют роль либо максимальной поддержки и любви, либо противовеса, мешающего главному герою в достижении цели. Почему-то сразу вспоминается игра Эллисон Дженни в драме «Тоня против всех», где второй вариант был обыгран так живо и нелицеприятно, что принесло актрисе «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.

Однако Уиллу Смиту достался персонаж, к которому совершенно невозможно относиться однозначно хорошо или однозначно плохо. С одной стороны, мы видим отца, который готов на все, лишь бы его дочери получили все блага этого мира через свой упорный труд, но с возможностями, которых не было у него. И разве это не похвально?

Но с другой, фильм показывает Уильямса-старшего, как человека с несложившейся судьбой, множеством психологических травм, который обижен на эту жизнь. Смит перемешивает в своем персонаже заботу, граничащую с помешательством, желание быть хорошим отцом и ненависть к собственному родителю, а также дикий страх упустить собственных детей. Он лезет с претензиями к тренерам, отказывается от продвижения дочерей, в какой-то момент просто преграждает им путь в большой спорт — и зритель недоумевает, в чем же дело, Ричард?

Но в какой-то момент начинаешь понимать простую вещь, которую в этой жизни просто необходимо осознать. Если человек безгранично тебя любит и действует только из самых лучших побуждений, это еще не означает, что он будет принимать только правильные решения. Похоже, что в глазах режиссера и главного актера в этих трудностях и сомнениях заключается настоящее отцовство. По ходу фильма не совсем понимаешь, хотелось бы тебе дружить с Ричардом Уильямсом или держаться от него подальше, но по итогу видишь, что во многом он оказался прав. Пускай и не без посторонней помощи.

В этом плане игра Уилла Смита — вне всяких похвал. Его герой противоречив до максимума, но учитывая, какую гамму эмоций он заставляет испытывать зрителя, остается лишь только похлопать актеру за столь хорошо сыгранную роль. На этом фоне, правда, меркнут практически все остальные — и Онжаню Эллис (хотя у нее есть просто шикарнейший диалог с героем Смита под конец фильма), и Тони Голдуин, и Джон Бернтал. Возможно, стоит ожидать номинации на престижные кинопремии.

Из-за всеобъемлющего присутствия на экране Уилла Смита, другие актеры оказались в тени именитой звезды Голливуда.Из-за всеобъемлющего присутствия на экране Уилла Смита, другие актеры оказались в тени именитой звезды Голливуда.© Universal Pictures

И несмотря на то воодушевление, что испытываешь при просмотре фильма — а как спортивная драма о триумфе он работает отлично — «Король Ричард» все-таки не обошелся без огрехов. Во-первых, из-за безусловного соло Уилла Смита юные девочки — Санийя Сидни и Деми Синглтон, сыгравшие Винус и Серену в детстве — оказались скорее инструментами в руках отца, нежели живыми персонажами. Если сказать, что фильм, в первую очередь, об отце теннисисток, то это можно простить, но ведь именно они добились этого успеха, разве не так? Их дружба показана в достаточной степени, а вот развиты ли эти персонажи в картине? Определенно, нет.

Во-вторых, линия Винус и Серены, как противостояния сестер, в котором одной отдавалось предпочтение, была начата, но спущена на тормозах. Фильм «задвигает» персонажа Серены точно так же, как это делает ее экранный отец, в конце лишь вспоминая о том, что и Серена также добилась немалых успехов в большом спорте. Хотя из ущемлённой Серены, которая всеми силами выгрызала свой путь к славе и признанию, мог получиться по-настоящему драматический персонаж и сильная героиня.

В-третьих, учитывая хронометраж ленты, удивляешься, почему нет всего вышеперечисленного. Чтоб вы понимали, фильм идет более двух часов, но в некоторые моменты ощущаешь, насколько сильно провисает происходящее на экране действо. Некоторые сцены кажутся затянутыми, а другие можно было бы и вовсе убрать.

Ко всему прочему, приходится признать, что ленту «Король Ричард» стоит воспринимать, как хороший фильм о невероятных достижениях, но не стоит сильно им вдохновляться. Во многих вопросах подход Ричарда Уильямса и то, к чему он привел, кажется результатом бешеной удачи и огромного везения. Историй о подобном упорстве, смешанным напополам с наглостью, миллионы, а вот такой невероятный исход — один на этот самый миллион.

В этом плане фильм кажется экранизацией книги «об успешном успехе», написанной по принципу «Встань и иди». После прочтения такой книги хочется воспарить над землей, взяться за себя и с головой уйти в достижение целей, однако, как и у подобной книги, эффект от фильма не продлится долго. Хотя этот эффект безусловно присутствует.

Кому понравится этот фильм? Тем, кто хочет увидеть картину о дружной семье, борющейся за место под солнцем. Тем, кто хочет увидеть игру Уилла Смита на совершенно другом уровне. Тем, кому небезразличны мотивирующие истории из мира спорта и эмоциональные фильмы на реальных событиях. В общем, посмотрите трейлер. Если вас зацепит — смело идите в кино, не пожалеете.

«Король Ричард» — в кино с 18 ноября.

Sony тоже готовит к выходу свой новый проект — «Охотники за привидениями: Наследники» — продолжение оригинальной истории из 80-х о борцах с паранормальным злом. Мы уже посмотрели фильм и свои впечатления упаковали в рецензию, которую вы можете прочесть уже сейчас.