Сегодня в России начался двухдневник распродаж — Черная пятница. Распродажа позволит приобрести одежду, бытовую технику и даже продукты по минимальным ценам, которые обещают быть ниже закупочных.
Так называемая «черная пятница» — это социокультурный феномен, который помимо прочего наглядно опровергает все разговоры о том, что Россия — это какая-то особенная цивилизация, а русские — чуть ли не особый биологический вид, которому чужды пороки и слабости «человека западного», говорит завкафедрой культурологии Российской Академии народного хозяйства Юрий Резник.
«Вирус консьюмеризма оказался для россиян столь же заразен, как для жителей любых других стран. Понятно, что поражает этот вирус не все слои общества, а только средний класс, который обычно не может себе многих вещей позволить, и для которого значима даже скидка на несколько процентов. Ведь ни для бедных слоев общества, ни для зажиточных эти несколько десятков или сотен рублей разницы погоды не делают», — сказал он «Ридусу».
В каком-то смысле «черная-черная» пятница — это такая постиндустриальная версия средневекового карнавала. Как в «темные века» раз в году измученным суровой жизнью людям дозволялось безнаказанно выплеснуть накопившуюся энергетику в формах, остальные 364 дня неприемлемых, так и современные «карнавалы распродаж» позволяют людям осуществить мечты, копившиеся у них весь год.
«Жертвы рекламы», как правило, превосходно понимают, что на таких распродажах их дурят, поскольку продавцы заранее закладывают «пятничные» цены в стоимость товаров. Но консьюмеризм потому и болезнь, что больной не выбирает, болеть ему или нет.
«Вера самих россиян в то, что они — какие-то бессребреники, что материальные блага для них вторичны, а главной движущей силой в их жизни является духовность и идейные принципы, разбиваются вдребезги как раз в дни распродаж. Какая-то особенная духовность России — это миф. Русские — люди как люди, ничто человеческое им не чуждо», — почти цитирует булгаковского Воланда эксперт.