Религия

Черногорский гамбит: почему новый закон «взорвал» Черногорию и Сербию

0 10662

В Черногории не утихают протесты против закона «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин», который президент Черногории Мило Джуканович подписал 28 декабря 2019 года. Парламент Черногории смог принять закон лишь в ночь пятницы 27 декабря, после того как депутаты, бурно протестовавшие против закона, были выведены из зала заседаний и лишены права участвовать в заседаниях на различные сроки.

Протесты уже перекинулись на Сербию, где прошел митинг перед посольством Черногории, а на заседании сербского парламента разгорелась перепалка между правящей партией СПС и оппозицией. Цена вопроса — собственность более чем на 650 церковных святынь, монастырей и церквей Черногории и множество церковных святынь. Из которых самым ценным объектом является монастырь Острог, основанный одним из самых почитаемых святых в Сербии и Черногории Василием Острожским.

Гроздья гнева

© Primorske novine

Возмущение многих сербов и черногорцев, как и Сербской православной церкви, вызвало положение закона, которое предусматривает, что церковное имущество, движимое и недвижимое, передается государству, если не будет документального подтверждения его принадлежности церкви до 1 декабря 1918 года.

Эта дата выбрана не случайно: именно тогда Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев, впоследствии сменившего название на Королевство Югославия.

Первый вариант законопроекта появился еще в 2015 году, однако был отозван после того, как Венецианская комиссия Совета Европы раскритиковала его положения. Нынешний вариант закона был представлен комиссии в мае 2019 года. Его основные положения были поддержаны, однако комиссия рекомендовала перед его принятием провести консультации с церковными общинами, чтобы прийти к соглашению по его пунктам. Эти консультации проведены не были.

Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии.

По моим наблюдениям, по тому, как это описывается в местной прессе, мне кажется очевидным, что сами черногорцы мало поддерживают идеи руководства страны. Сербская церковь существует на этой территории века, и это часть их образа жизни. Надо сказать, что и сербы, и черногорцы — не поверхностно, а глубоко православный народ, их православие — укорененное, оно неотделимая часть их повседневной жизни, а не просто внешнее соблюдение праздников и ритуалов, — пояснила «Ридусу» эксперт по Балканам писатель Елена Зелинская, живущая в Черногории.

Черногорская или сербская?

© AP Photo/Risto Bozovic/ТАСС

Дело в том, что закон вмешался в очень чувствительную сферу, где переплетены не только церковные, но и политические, и национальные интересы.

Православная церковь в Черногории является митрополией Сербской православной церкви. Возглавляет ее митрополит Анфилохий. С января 2000 года в Черногории существует также т. н. Черногорская православная церковь, объявившая о своей афтокефалии. Но юридически это НКО, она не признана ни одной из канонических православных церквей, а глава ее, Михаил Дедеич, был «извергнут из сана» Вселенским патриархом за канонические преступления, а впоследствии подвергнут анафеме. На сегодня у ЧГПЦ всего несколько собственных церквей, однако она претендует на все церковное имущество СПЦ в Черногории. Михаил Дедеич со своими сторонниками неоднократно пытался провести собственные службы в тех или иных храмах Черногории, принадлежащих СПЦ.

Аргументом сторонников черногорской автокефалии является то, что, на момент вхождения Черногории в Королевство сербов, хорватов и словенцев Черногорская церковь обладала автокефалией. Однако 17 июня 1920 года указом регента Александра Карагеоргиевича Черногорская церковь вместе с другими двумя православными епархиями на территории страны была включена в Сербский патриархат. Именно поэтому в принятом сейчас законе стоит дата 1 декабря 1918 года — тогда большинство церковного имущества принадлежало Черногорской православной церкви.

Однако включение в состав СПЦ было вовсе не самоуправством. Доцент Белградского университета Далибор Джукич, специалист по церковному праву, объясняет, что указ Александра Карагеоргиевича лишь утверждал решение Синода Православной церкви в Черногории от 16 декабря 1918 года, в котором участвовали все православные епископы страны, утвержденное Вселенским синодом.

Тогда было решено объединить независимую Сербскую православную церковь в Черногории с Автокефальной православной церковью в Королевстве Сербия. Никто не был упразднен ни в 1918, ни в 1920 году. Указ регента Александра есть акт, в котором он отмечает, что православные епископы всего королевства выразили свое желание. Таким образом, это было выполнено на уровне церкви, и регент просто принял это к сведению, — рассказал «Ридусу» Далибор Джукич.

Более того, решение православных епископов было утверждено Вселенским синодом. То есть теперь для признания независимости Черногорской церкви Вселенский патриарх должен отменить собственное решение.

Драгоценные мощи

© wikimedia.org

Похоже, именно поэтому президент Черногории Мило Джуканович, ставший инициатором закона «О свободе вероисповедания» пошел другим путем. Ведь закон вовсе не утверждает признание автокефалии Черногорской церкви — это невозможно. Он просто передает все церковное имущество, которое существовало в момент присоединения Черногории к будущей Югославии, в руки государства. И это дает Джукановичу мощный рычаг давления не только на Сербскую православную церковь, но и на непризнанную Черногорскую — да и на все остальные религиозные объединения страны. Недаром свои опасения в связи с принятием закона выразили и представители других конфессий Черногории.

Чем меньше государство вмешивается в церковные дела, тем лучше. Я не слышал, чтобы возникали серьезные споры о собственности среди представителей разных религиозных общин Черногории — и значит, для государственного вмешательства, для какого-то переустройства церковных дел нет особых оснований (возможно, я чего-то не знаю). Понятно, что пример Украины с ее новой автокефалией вскружил голову многим (и следующий подобный шаг я бы ожидал в Македонии или Латвии), но на данный момент, полагаю, все эти реформы принесут больше раздора, чем порядка, — полагает известный библеист Андрей Десницкий.

Между тем в состав церковного имущества входят все значимые церковные святыни Черногории. От Цетинье — сердца духовной жизни страны до монастыря Острог, где хранятся мощи Василия Острожского. И тут речь не только о политической и духовно-культурной значимости этого имущества, но и о вполне материальных вещах. Ведь и Цетинье, и монастырь Острог, и многие другие церковные объекты ежегодно посещают сотни тысяч паломников, ученых и туристов, оставляя здесь значительные средства. Сегодня эти деньги идут в бюджет церкви. Закон перенаправляет этот мощный денежный поток в государственный бюджет. А уж куда их направить оттуда — решать будут не епископы и патриарх, а президент и парламент. Это искушение, пожалуй, посильнее желания иметь собственную церковную автокефалию.