Политика СМИ

«Четвертой власти» дали больше власти

0 2265

ЦИК вводит новые правила аккредитации для журналистов, которые планируют освещать ход Единого дня голосования. Разбираемся, в чем состоят новации, и для чего это нужно.

Сам принцип работы остался неизменным: аккредитация носит уведомительный характер. Заявку можно подать заранее, начиная с 30 июля 2021 года. Аккредитация будет действовать на протяжении всех дней голосования, при досрочном голосовании — там, где оно используется, а также и в случае второго тура или повторных выборов.

При этом, теперь оформлять аккредитацию можно будет не только в региональном избиркоме, но и в территориальной избирательной комиссии. Мелочь, но для прессы из отдалённых регионов — мелочь приятная, избавляющая от лишней траты времени.

«Четвертой власти» дали больше власти: права журналистов существенно дополнены и конкретизированы. Например, теперь никто не может отказать им в праве присутствовать при проведении выездного голосования. Раньше это фактически было лотереей: кому-то удавалось снять процедуру и поговорить с одинокими стариками, голосующими на дому, кому-то — нет. А ведь именно вокруг выездного голосования было больше всего разговоров о возможных фальсификациях. Право репортёра присутствовать при перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакеты и вести фото- и видеосъемку этого процесса тоже закреплено официально. Подход ЦИК понятен: максимальная открытость и прозрачность.

Принципиальное отличие — в сроке действия аккредитации. Теперь она действует только в дни голосования, а не в течение одного года, как раньше. Но если говорить откровенно, в современном мире за год можно несколько раз работу сменить, да и перерывы между днями голосования и раньше были больше, чем 365 дней. Так что для тех, кто освещает избирательные процессы давно на профессиональном уровне, это означает, что аккредитация становится рутинной процедурой, не более.

А вот для тех, кто профессионалом не является, наступают суровые времена. Раньше мер воздействия на журналиста, как бы он себя не вёл на участке, практически не было. Кто-то всерьёз не понимал разницы между своей работой и работой наблюдателя и пытался выступать с предложениями, кто-то заваливал членов УИК жалобами и замечаниями по вопросам организации голосования, а иногда участки превращались в место рождения липовых сенсаций и страшилок.

Для того, чтобы остаться без аккредитации надо сильно «постараться». Самое главное: нарушения прав и избирателей, общественного порядка и норм поведения в помещениях избирательных комиссий, оскорбления чести и достоинства людей на участках теперь с рук не сойдут. Задокументированные факты могут стать основанием приостановления действия аккредитации.

И вот здесь, можно не сомневаться, мы услышим много возгласов о кончине свободы слова, запрете на профессию и прочих ужасах тоталитаризма. Но давайте говорить откровенно: организаторами акций и перфомансов на избирательных участках выступают не журналисты, а те, кто прикрываются статусом сотрудника СМИ — в целях, далёких от честного и непредвзятого информирования читателей и зрителей о ходе выборов. Распространение слухов, фейков и домыслов не имеет ничего общего с защитой гражданских свобод.

Истинная цель и миссия по-настоящему свободной прессы — в беспристрастном информировании своей аудитории о ходе выборов, процедуре голосования и подсчете голосов. Взвешенная и объективная информация — это то, чего ждут от журналистов читатели и зрители.