Путешествия Фоторепортаж

Чиркейская ГЭС в Дагестане: захватывающие дух фото

3 2423

Чиркейская ГЭС поражает воображение каждый раз, когда оказываешься на ней. 

Я уже писал подобный материал по этой станции и, честно говоря, не планировал делать новый, но в одну из поездок я снова оказался на Чиркейской ГЭС и даже удалось побывать там, где раньше не был. И узнать что-то новое. Спасибо друзьям из «РусГидро»!

Величественный вид Чиркейского водохранилища. 

© russos.livejournal.com

Одной из особенностью станции является то, что уровень воды может изменяться в широких пределах — примерно на 40 метров. 

© russos.livejournal.com

Коварные и почти зыбучие пески. Чуть было не оставили на дне одну машину.

© russos.livejournal.com

Особенность горных ГЭС заключается в том, что зимой сток воды минимален и станция работает на накопленных запасах, срабатывая водохранилище. С конца марта начинается половодье, которые заканчивается только к августу. Сток реки формируется за счёт таяния снегов и ледников, а также выпадения дождевых осадков, а пик приходится на май-июнь.

© russos.livejournal.com

Можно увидеть, насколько ушла вода, обнажив дно водохранилище. Кстати, река Сулак несёт большое количество наносов — 21,4 млн т в год. 

© russos.livejournal.com

Сначала мы поехали в поселок Дубки, который раньше был поселком строителей ГЭС. Сейчас это весьма бедный поселок. Наш сопровождающий сначала предложил поехать посмотреть каньон, который видно из поселка. Мы скептически к этому отнеслись, ну какой нахрен может быть каньон в поселке?! Нно отказываться было невежливо. 

© russos.livejournal.com

«... вашу мать!» — единственное, что хором вырвалось у нас, когда, пройдя гаражи и свалку, мы вышли к каньону. С дружным клацаем, челюсти упали на глубину в километр с чем-то. Вид, мягко говоря, завораживал.

© russos.livejournal.com

Это один из самых глубоких каньонов в мире. Его протяженность — 53 километра, глубина достигает до 1920 метров. Это на 120 метров глубже знаменитого Большого каньона. По глубине уступает лишь каньону Котауси. И что бы это увидеть, достаточно доехать до поселка Дубки в Дагестане. А там рядом, пройдите только мимо гаражей и свалки.

© russos.livejournal.com

 Даже открывается необычный вид на Миатлиснкую ГЭС, которая является контррегулятором Чиркейской ГЭС, сглаживая колебания уровня р. Сулак, возникающие из-за неравномерности работы ГЭС.

© russos.livejournal.com

Найдя свои челюсти на дне каньона, поехали на другую смотровую точку, к реперу. Там открывается фантастический вид на плотину.

© russos.livejournal.com

Безумно красивый вид.

© russos.livejournal.com

Бетонная арочная плотина имеет длину по гребню 338 м и наибольшую высоту 232,5 м — это вторая по высоте плотина в России (после плотины Саяно-Шушенской ГЭС, имеющей не чисто арочную, а арочно-гравитационную конструкцию). 

© russos.livejournal.com

Плотина состоит из арочной части, клинообразной пробки и правобережного устоя. Арочная часть плотины — двоякой кривизны, симметричного очертания, высотой 184,5 м, толщина изменяется от 6 м у гребня до 30 м на контакте с пробкой.

© russos.livejournal.com

Основанием плотины является пробка высотой 48 м, шириной 40 м и длиной по основанию 88 м, в нижней части которой устроена продольная полость эллиптического очертания длиной 21 м и пролётом 21 м.

© russos.livejournal.com

Наличие этой полости меня заинтриговало. На поперечном сечении плотины она обозначена, осталось понять, возможно ли туда попасть?

© russos.livejournal.com

Эти две панорамы обрабатывались в разное время, поэтому они разные. Но обе по своему хороши. Да, цвет воды там такой на самом деле! Вода с гор несет много примесей, которые оседают на дно водохранилища. И в нижней бьефе мы можем видеть воду нежнейшего бирюзового цвета.

© russos.livejournal.com

С помощью штатива и рыбьего глаза пробуем снять вид внутри арки.

© russos.livejournal.com

Ну вот как-то так примерно. Здесь видно, что, действительно, плотина двоякой кривизны.

© russos.livejournal.com

Или вот панорамка от Димы.

© russos.livejournal.com

На правом берегу находится ОРУ.

© russos.livejournal.com

Во время строительства на левом берегу произошел огромный вывал породы, что поставило под угрозу строительство станции вообще в этом створе. Справились, стянув гору стальными канатами изнутри. Подробнее я уже писал, вы можете прочитать тут — с пункта 10. 

© russos.livejournal.com

Портал автодорожного тоннеля. По нему надо проехать, чтобы спуститься в нижний бьеф.

© russos.livejournal.com

Мы обсуждаем план съемок. Так как уровень воды в водохранилище понизился почти до минимальной отметки и находится ниже порога водосброса, то в нем гарантировано не может быть воды. Следовательно, в него можно войти.

© russos.livejournal.com

Нам туда. На фотографии открытый лоток водосброса, заканчивающийся трамплином с боковым сливом — гасителем; открытая часть водосброса имеет общую длину 221 м.

© russos.livejournal.com

Искусственная стенка высотой в 200 метров. Высота всей плотины, как я уже писал, 232,5 метра, но на фото она не вся. Даже, учитывая, высоту пробки в почти 50 метров, то здесь метров 180 будет.

© russos.livejournal.com

Открытый лоток и люди для масштаба.

© russos.livejournal.com

Слабонаклонная часть водосброса длиной 350 м и высотой 12,6 метра. Если присмотреться, то можно найти человека на фото.

© russos.livejournal.com

Наклонный участок тоннеля подковообразного профиля длиной 158 м, шириной по низу 9,2 м и высотой 12,6 м.

© russos.livejournal.com

Скорость воды, вернее, водовоздушной смеси в подземном тоннеле достигает 55 метров в секунду. 

© russos.livejournal.com

Весь наклонный участок. Наверху виднеется кусочек затвора.

© russos.livejournal.com

Портал тоннеля, через который осуществлялся пропуск реки на период строительства. Его можно увидеть из-за низкого уровня воды в нижнем бьефе.

© russos.livejournal.com

Первый раз в жизни сделал вертикальную панораму. Ломайте ваш мозг :)

© russos.livejournal.com

В машинный зал зашли, но быстро. В прошлый раз тут все сняли и в спиральную камеру даже лазили. Напомню, что из-за узости ущелья впервые в мире тут применили двухрядную компоновку гидроагрегатов. Т.е. 4 ГА расположены попарно в два ряда. 

© russos.livejournal.com

Вал турбины.

© russos.livejournal.com

Очень знакомый телефон. Раньше такие я видел на метрострое и назывались они шахтофонами.

© russos.livejournal.com

Из-за низкого уровня воды удалось увидеть вот это сооружение, которое обычно скрыто от глаз.

На месте возникло предположение, что это временный водосброс, когда один гидроагрегат был введен в эксплуатацию на пониженном уровень воды.

© russos.livejournal.com

Вид на плотину со стороны водохранилища. 

© russos.livejournal.com

Естественно, нельзя было упустить возможность чтобы не спуститься на дно водохранилища и не посмотреть то странное сооружение.

© russos.livejournal.com

Красивая фактура метала.

© russos.livejournal.com

Дима Чистопрудов chistoprudov.

© russos.livejournal.com

Мы даже нашли лодку! Дима фигачит панораму на 360 градусов.

© russos.livejournal.com

Сплавали к плотине. Фантастический цвет воды!

© russos.livejournal.com

Димон на веслах. За кадром осталась кошка, которая с нами отправилась в путешествие на лодке. Но про нее будет отдельный репортаж :)

© russos.livejournal.com

Оголовок действующего водосброса. Как видите, воде до него очень далеко.

© russos.livejournal.com

 Какая-то штольня со времен строительства.

© russos.livejournal.com

Очко дьявола или оголовок водосброса. Теперь вид сверху.

© russos.livejournal.com

Была задача снять панораму прям в очке дьявола. Но как туда безопасно попасть? В итоге Дима с спелеобвязкой лезет почту внутрь, а я его страхую с затвора.

© russos.livejournal.com

Вид с оголовка водосброса на старый водосброс и плотину.

© russos.livejournal.com

А вот чертеж, где показан временный и постоянный водосброс.

© russos.livejournal.com

Естественно, поснимали ночью.

© russos.livejournal.com

Что только не сделаешь, ради кадра и друга. Элементы колючей проволоки и одежды остались целы.

© russos.livejournal.com

Красивый вид.

© russos.livejournal.com

 Нива — один из двух экспедиционных автомобилей.

© russos.livejournal.com

Собственно мы приехали на плотину её поснимать.

© russos.livejournal.com

И вторая машина — Блейзер — в автомобильном тоннеле.

© russos.livejournal.com

Огромное спасибо пресс-службе компании РусГидро и Дагестанскому филиалу за гостеприимство.