В этом году россияне начали активнее плодиться и размножаться. С января по май в России родилось на полторы тысячи больше детей, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин. За первые пять месяцев 2016 года в стране появились на свет 762,5 тысячи новорожденных. Схожие данные опубликовал в конце июня Росстат.
Оптимистичные цифры несколько меркнут на фоне показателей двухлетней давности: к концу весны 2014 года в стране насчитывалось почти 778 тысяч новорожденных. Но даже такой небольшой всплеск рождаемости кажется странным на фоне текущих экономических трудностей страны в целом и снижения реальных доходов ее населения. Однако опрошенные «Ридусом» эксперты ничуть не удивились.
Тихо едем
Демография всегда инерционна, поясняет демограф Евгений Варшавский. Даже естественный физиологический лаг составляет девять месяцев, напоминает он. «Это означает, что если вот прямо сейчас что-то ухудшилось, демографический эффект будет в лучшем случае через год, а то и дольше, — говорит эксперт. — Здесь играют роль большие массы людей, большие цифры. С точки зрения демографии все эти у нас случились буквально вчера вечером, и их влияние проявится существенно позже». Кроме того, в определенной степени это все подвержено политическому влиянию, добавляет он.
До осени прошлого года политический кризис на Украине занимал информационное пространство и умы многих россиян гораздо больше, чем экономический кризис в собственной стране, наличие которого власти до последнего старались «не замечать». А непосредственно на себе последствия девальвации рубля и взаимных санкций в первую очередь почувствовал средний класс, тогда как менее обеспеченные (и зачастую менее образованные) граждане реагируют на экономические изменения не так быстро.
По словам эксперта, самый большой прирост рождаемости идет именно в этих небогатых слоях населения с рублевыми доходами, для которых негативный эффект от обесценивания рубля менее выражен и проявляется не сразу. К тому же ухудшение экономической ситуации шло постепенно, в отличие от внезапного удара предыдущего кризиса, и хотя сегодня многие потребители уже вошли в режим достаточно жесткой экономии, в целом положение большинства россиян еще нельзя назвать критическим.
Вообще критическими с точки зрения демографии являются такие явления, как война или массовый голод, то есть когда негатив совсем зашкаливает. «Известно, что когда совсем плохо, женщины перестают рожать», — отмечает ведущий научный сотрудник Центра демографических исследований Российской школы экономики (ЦДИ РЭШ) Евгений Андреев. Так было в СССР во время Великой Отечественной войны и голода 1933 и 1947 годов, когда на огромных территориях страны реально нечего было есть.
Но тогда в процесс снижения рождаемости включался не только мозг, но и физиология — когда человек недоедает, у него снижается вероятность зачатия. А в период войны помимо того же голода играла определенную роль и нехватка мужчин, ушедших на фронт.
Поверить и переждать
Сегодня до «совсем плохо» еще очень далеко, полагают эксперты. К тому же стимулирующим фактором являются предстоящие выборы, в преддверии которых никто не делает резких шагов, способных отрицательно повлиять на самочувствие электората, и всячески изображается социальная стабильность.
Не исключено также, что некоторые женщины повернулись лицом к семье именно потому, что столкнулись с трудностями в работе и решили их переждать, как это было в начале 80-х годов прошлого века, когда в России тоже начались экономические проблемы, которые впоследствии вылились в глубокий кризис и в распад СССР. Как раз в 1982 году начали давать отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, и многие женщины рожали в надежде, что за это время все как-то наладится — либо улучшится экономическая ситуация, либо она найдет другую работу. А пока будет жить для семьи и для себя.
По мнению Евгения Варшавского, сейчас положительный эффект оказывает также программа материнского капитала, продленная до 2018 года, причем не столько с экономической точки зрения (деньги не такие уж большие, и возможность их использования существенно ограничена), сколько как свидетельство того, что государство и общество заботятся о семье. Это поддерживает у потенциальных родителей уверенность в будущем. «Другой вопрос, что я не очень понимаю, откуда в будущем в бюджете возьмутся деньги на эту довольно большую затратную программу. Если не дай бог ее отменят, демография просядет», — предупреждает эксперт.
Его коллега в свою очередь вообще сомневается в реальной пользе материнского капитала. «Тот факт, что люди стали больше рожать благодаря материнскому капиталу, никто не доказал», — поясняет он.
Тайна рождения
Не доказана, по словам экспертов, и прямая взаимосвязь между экономическими обстоятельствами и рождением детей. «Я недавно читал статью, в которой обсуждался вопрос, а как так может быть, что в Америке в период кризиса выросла продолжительность жизни, — рассказывает Евгений Андреев. — В большинстве случаев люди ведут себя иррационально, то есть доходы, курс рубля и прочее — это не самое главное. Вещи по-разному связаны между собой. Не надо искать экономических объяснений. Конечно, часто бывает, что они присутствуют. Но поведение человека слишком многофакторно, и поиск простых объяснений не всегда оправдан».
Специалисты давно спорят, как достаток семье влияет на ее плодовитость. Одни говорят, чем семья богаче, тем больше в ней детей. «Когда я в первый раз обсуждал эту проблему с высокопоставленными людьми в России, то в качестве примера мгновенно возник Березовский, у которого были огромные капиталы тогда и огромное количество детей», — вспоминает Евгений Андреев. Другие говорят, наоборот, чем семья беднее, тем больше в ней детей, и тоже мгновенно находятся примеры и объяснения. И так демографы до сих пор не договорились, есть ли между доходами и числом детей прямая или обратная связь.
Не стоит также забывать, что рождаемость в стране в целом зависит не только от каких-то внешних или внутренних обстоятельств, но и от численности потенциальных матерей. «Рожают поколения, — напоминает эксперт. — Поколения проживают какой-то свой цикл, у них разная численность, разные цели. В каком-то возрасте они вышли замуж, в каком-то возрасте решили завести детей, кто-то решил завести ребенка, не оформляя брак. То есть все это сложные процессы, и реакция на ухудшение или улучшение экономической ситуации далеко не столь однозначная, как многим людям кажется».
Кстати, у ситуации «все совсем плохо» обратной зависимости тоже нет. То есть, если все стало совсем хорошо, вовсе необязательно, что все женщины начнут рожать.