Экономика

ЧМ-2018 ничего не принесет экономике России

11 8419

Чемпионат мира по футболу, стартующий 14 июня, станет самым дорогим в истории: по данным оргкомитета «Россия-2018», общие затраты составили 683 млрд рублей, или 13,2 млрд долларов по среднему курсу с 2013 по 2018 год.

«Мы не ожидаем, что чемпионат мира внесет заметный вклад в экономику [России] в целом. Игры продлятся всего лишь месяц, и сопутствующий экономический стимул меркнет в сравнении с экономикой России размером 1,3 трлн долларов», — предсказывают аналитики Moody’s.

Более того, из-за наличия альтернативных издержек (под этим понимается, что деньги, потраченные на подготовку ЧМ, не поступили в другие отрасли) общий эффект для экономики от чемпионата будет скорее негативным, полагают аналитики. Это негативное влияние будет ощущаться до 2020 года.

И это не печальное исключение: по данным FIFA, почти все страны — хозяйки ЧМ по футболу в итоге оказывались в минусе.

Не в деньгах счастье

При всей тщательности расчетов не так уж просто заранее предсказать, кому достанется бублик, а кому — дырка от бублика, предупреждает главный экономист института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Это такой не вполне финансовый, но тем не менее крайне важный фактор, который называется инвестиционной привлекательностью. Для страны проведение чемпионата — это идеальный способ рекламы себя в мире. Ведь число бизнесменов, которые приедут или хотя бы посмотрят матчи по телевизору, на многие порядки превышает число тех же бизнесменов, которых можно собрать на какой угодно престижный экономический форум, — сказал он ранее «Ридусу».

FIFA отдает чемпионаты мира преимущественно развивающимся странам. Зачем федерация это делает?

Как раз с целью, которую в ООН называют sustainable development — устойчивого развития всех регионов мира, а не только «золотого миллиарда».

С точки зрения организации мундиалей было бы куда удобнее и эффективнее проводить их, скажем, в Англии или Италии, где вся спортивная инфраструктура давно есть и работает. Но FIFA заинтересована в развитии футбольной инфраструктуры именно в тех странах, где ее пока нет или она развита слабо.

По своей бизнес-модели FIFA ведет себя как типичная мультинациональная корпорация, агрессивно охватывая новые рынки. Ведь с точки зрения получения прибыли нет никакой разницы, знакомить аборигенов с невиданным там товаром или с новым для них видом спорта, — говорит эксперт.

Миронов приводит в качестве примера объединенный чемпионат, прошедший в 2002 году в Японии и Южной Корее: «Это был очень удачный пример экспансии на новые рынки, причем FIFA одним движением вошла сразу в две страны, где футбол до того времени был сугубо местечковым».

По оценкам, спортивные туристы на чемпионате мира по футболу в Японии и Южной Корее потратили в 1,8 раза больше, чем обычные туристы.

Вне игры

Решение правительства России провести ЧМ чем-то похоже на женский каприз «хочу норковую шубу, а что из-за этого дети останутся без ботинок, мне все равно», считает завкафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута.

Любые инвестиции в любые проекты имеют смысл лишь в одном случае — если они повышают благосостояние населения. Это называется „оценка эффективности капиталовложений“. Те миллиарды, которые потрачены на строительство объектов к чемпионату, дали бы многократно большую отдачу, если бы они были вложены в производство, в социальную сферу, да хоть в оборону, — сказала она «Ридусу».

Вложения в производство увеличивают ВВП страны в реальности, потому что вложенные деньги возвращаются в экономику через произведенные и проданные товары. Вложения в стадион окупаются лишь в той части и те промежутки времени, когда люди покупают билеты на соревнования.

Сколько лет должно пройти, чтобы за счет продажи билетов окупился петербургский стадион «Зенит-Арена», на который было потрачено 43 млрд рублей?

Какие соревнования могут проводиться на стадионе мирового уровня, возведенного в том же Волгограде к ЧМ-2018 за 17 млрд рублей, если городская футбольная команда еле держится, чтобы не вылететь из первой лиги национального чемпионата?

Даже вложения в затратные социальные объекты, такие как больницы, все же опосредованно работают на рост экономики, так как улучшают качество рабочей силы. Какую-то маржу от строительства мегастадионов власти России, конечно, получат. Но это будет одноразовая прибыль, а что с этой инфраструктурой делать дальше? — говорит Ведута.

Ранее на примере одного из городов — хозяев ЧМ-2018, Волгограда, «Ридус» объяснял, почему никакого длительного позитивного эффекта проведение мундиаля в России не принесет.