Скандально известный украинский режиссер приехал в Тбилиси на показ документального фильма о годах его жизни в российской тюрьме. Про Олега Сенцова я слышал давно, но без подробностей — был в курсе, что это режиссер из Крыма, которого за что-то несколько лет назад осудили в России, а на Украине сочли это незаконным, и потребовали освободить.
Недавно Украина его выменяла, и в Киеве бывший крымчанин стал настоящей звездой.
Вот, собственно, и все, что я знал. В подробности, так сказать, никогда не вдавался. Но на днях, будучи в Тбилиси, увидел в соцсетях анонс кинопоказа некого документального фильма о Сенцове и встречи с ним. Знакомое имя заинтересовало, решил сходить из интереса, вдруг что-то новое узнаю.
Человек вроде бы знаменитый, история у него должно быть непростая, — думал я. Но, честно говоря, это было одно из самых странных мероприятий, на котором я когда-либо бывал.
Вход на мероприятие был бесплатным, проходило оно в местном доме кино. В средних размеров зал набилось достаточно много людей, многим даже не хватило сидячих мест. Неожиданный для меня аншлаг.
Перед собственно встречей с самим Сенцовым зрителям включили фильм украинского телевидения о нем. Фильм называется «Из Крыма в Сибирь — как Россия мучает политзаключенных Сенцова и Кольченко».
Если честно, я думал, что как раз в фильме что-то расскажут о режиссере, будут какие-то подробности и интересная информация, тем более фильм документальный. То есть, если ты не поклонник Сенцова, а просто интересующийся человек, и хочешь узнать, в чем вообще суть, где конфликт, против чего протестует режиссер, к чему призывает, ну хоть что-то.
Но ничего подобного не случилось.
Добрую треть фильма зрителям показывали плохо нарисованную серую карту России с перечислением населенных пунктов, где пришлось посидеть прославленному режиссеру, и между этими городами туда-сюда бегала пунктирная линия, а счетчик в углу экрана показывал какие-то рандомные километры. Вот линия бежит в Ростов-на-Дону, вот в Якутск, вот снова в Ростов, вот снова Якутск.
Когда мне стало казаться, что смотреть на мельтешащую линию больше уже просто невозможно, она наконец прекратила бегать, и началось, собственно, кино.
За час авторы показали несколько коротких интервью, суть которых в том, что Сенцов в тюрьме ни с кем из родных не хотел общаться, чтобы не расстраиваться. Довольно значимую часть фильма в кадре была сестра режиссера, которая путешествовала по России, показывала поезда, музеи и ужасалась машинам в сугробах. Немного напомнило вариант передачи «Орел и решка», только в очень плохом исполнении.
Я все время задавался вопросом: «Что вообще происходит на экране? Серьезно?!»
Сестра Сенцова в каждом городе, где сидел режиссер, показывала большой забор и заявляла, что колонию снимать нельзя, поэтому, пожалуйста, смотрите, на вот этот забор. А вот и снег. И как же холодно и трудно тут жить.
Вообще, вторая главная мысль фильма, как мне показалось, заключалась в том, что в России множество климатически дискомфортных территорий, где намного холоднее, чем в Крыму, и жить в этих местах непросто.
По окончании фильма я понял, что это была картина, видимо, для подготовленных зрителей, потому что человеку со стороны может показаться, что смотришь какую-то семейную видеозапись по типу тех, что делают на свадьбах.
Кто все эти люди? Что они хотят донести? Я так ничего и не узнал ни про историю Олега Сенцова, ни про то, как он сидел. Зато посмотрел на уличного музыканта из Челябинска, виртуально побывал в каком-то северном музее и взглянул на то, как сестра Сенцова в ужасе ходит по сугробам, по которым половина России ходит постоянно.
После завершения фильма в зал вошел сам Олег Сенцов и началась, собственно, творческая встреча.
Зал встречал героя фильма стоя и аплодисментами. Первым делом Сенцов сказал, мол, надеется, что всем собравшимся фильм понравился, хотя он совершенно не знает, о чем он был. Потом в процессе разговора он еще раз повторил, что он не смотрел фильм и не собирается.
Пришедшие на встречу люди задавали вопросы на русском языке, некоторые даже за использование русского извинялись, Сенцов также отвечал на вопросы на русском, но не извинялся.
Женщина-переводчик переводила ответы на грузинский. Вопросы почему-то оставались без перевода.
В какой-то момент микрофон взял в руки парень и сказал, что будет говорить и задавать вопрос на украинском языке. Зал зааплодировал, Сенцов ответил ему на русском.
На первом ряду расплакался мальчик лет пяти, который, видимо, хотел уйти. Мама увела его в уголок и стала уговаривать не плакать.
Был еще на встрече дедушка-правозащитник из Узбекистана, который отсидел за что-то у себя на родине девять лет, но считает, что это ерунда по сравнению с тем, что пришлось пережить Олегу Сенцову, судя по фильму.
Дедушка, немного стесняясь, попросил сделать фотографию вместе с Сенцовым, тот согласился.
После окончания мероприятия многие из собравшихся пошли жать руку Сенцову и встали в очередь фотографироваться. Тот с готовностью соглашался. Мероприятие несомненно удалось.