Ровно 50 лет назад США и Саудовская Аравия заключили нефтяную «сделку века», согласно которой арабы обязались продавать свою нефть исключительно за доллары во все страны без исключения. Взамен Вашингтон гарантировал Эр-Рияду безопасность и невмешательство во внутренние дела королевства. Именно тогда появилось такое понятие как «нефтедоллар», ведь торговля «черным золотом» создавала дополнительный спрос на американскую валюту, что значительно укрепляло ее позиции в мире.
Подобное в том числе стало одним из основных столпов, поддерживающих функционирование Бреттон-Вудской системы, ведь нефть — основной биржевой товар. Пока танкер везет «черное золото» из точки А в точку Б, эти баррели успевают более 100 раз обернуться на бирже. Соответственно, логично, что раз торговля нефтью идет преимущественно за доллары, то участникам торгов нет смысла использовать для сделок по другим товарам (commodities) иную валюту. А это, как написано выше, постоянный спрос на доллар, что в том числе позволяло ФРС заниматься до недавнего времени практически неограниченной эмиссией.
Однако спустя 50 лет нового соглашения между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами не последовало. Следовательно, обязательства сторон обнуляются. Конечно, это не означает, что Вашингтон и Эр-Рияд резко станут друг другу врагами, но соответствующие процессы начнутся. Хотя правильнее сказать, что они уже идут.
США первыми нарушили свои обязательства в отношении Саудовской Аравии, что, впрочем, неудивительно. Так, Джо Байден и Демократическая партия для достижения своих внутриполитических целей развели истерику по поводу убийства оппозиционного саудовского журналиста Хашогги в Стамбуле. Помимо этого, Вашингтон несколько раз отказывал арабам в поставках своего оружия. Разумеется, это не могло нравиться Эр-Рияду и в особенности наследному принцу Салману, ментальное становление которого произошло уже после Холодной войны.
В общем, сделки нет, как больше нет и знаменитого крепкого «нефтедоллара». В ближайшее время можно ожидать, что Саудовская Аравия начнет торговлю «черным золотом» за юани. И действительно, даже сугубо с финансовой точки зрения такой механизм выгоден королевству.
В 2022 году Саудовская Аравия экспортировала в Китай товаров (преимущественно нефть) на общую сумму в 68,05 млрд долларов, а импортировала из КНР на 36,33 млрд долларов. Сальдо — 31,72 млрд. Как минимум эта сумма может быть переведена в юани, что исключит необходимость лишних обменных операций. Далее этот механизм может быть распространен как минимум на Индию и ЕС. К слову, с недавнего времени Индия перешла при торговле нефтью с ОАЭ на арабские дирхамы.
Также следует отметить, что Саудовская Аравия с 1 января 2024 года стала членом БРИКС, в рамках которого прорабатываются различные расчетно-торговые проекты. Последний рабочий вариант — цифровые финансовые активы (https://t.me/Kdvinsky/11229) (ЦФА).
Подобное значительно упростит возможность торговли в национальных валютах, ведь финансовая инфраструктура никак не будет зависеть от давления и санкций Запада. И Эр-Рияд в этом, безусловно, заинтересован.
Что подобное означает для доллара? Существенное сокращение спроса на американскую валюту. Сейчас ФРС вынуждена держать высокий уровень ставки (5,5%), иначе в США вновь разгонится инфляция. Американская ситуация отличается от российской кардинальным образом. Там, действительно, ФРС имеет дело с монетарной инфляцией, то есть с огромным количеством ничем не обеспеченной долларовой массы. Уже на протяжении двух с половиной лет ФРС не печатает валюту, однако переварить последствия предыдущей политики пока не удается. А без «нефтедоллара» сделать это будет еще сложнее.