Наука и техника

Что может принести нынешний мировой хаос России и Сербии

0 6659

Несмотря на несколько десятилетий неолиберальных теоретических попыток разделить энергетику, экономику и политику как самостоятельные области человеческой деятельности, современная реальность в очередной раз отказалась иметь дело с теорией и однозначно показала, что это неразделимые и взаимосвязанные процессы.

Если в периоды глобальной стабильности основными вопросами, связанными с транспортировкой нефти, являются технические нюансы, касающиеся эффективности, результативности, безопасности и защищённости, то во времена кризиса первичными являются геополитические факторы.

Кризис как поле неопределённости требует от нас выявления редких точек конкретики и построения на их основе устойчивых решений.

Если Первая мировая война ознаменовала победу двигателя внутреннего сгорания, а сразу же последовавшая за ней Вторая мировая в основном велась за нефтяные ресурсы, то в данный момент совершенно очевидно, что нефть и другие углеводороды по-прежнему остаются в эпицентре сегодняшнего кризиса.

Хотя о «зелёном переходе» и технологическом развитии, основанном на возобновляемых источниках энергии, в последние десятилетия заявлено достаточно громко, очевидно, что сегодняшние глобальные гибридные конфликты всё ещё ведутся на почве классических источников энергии и технологий, основанных в первую очередь на углеводородах. Как видно, до сих пор никто не считает солнечный бак или электрический истребитель оправданными с точки зрения безопасности и технологичности.

Поэтому первая наша уверенность заключается в том, что спрос на нефть будет оставаться высоким в течение длительного времени, несмотря на кризисные колебания, и что любое будущее технологическое развитие будет основано на классических источниках энергии — в основном на углеводородах.

Загрузка нефти в танкер. © ru.wikipedia.org

Только страны, имеющие безопасный доступ к энергоресурсам по экономически приемлемой цене, смогут поддерживать темпы экономического развития и сохранять социальную стабильность, национальную сплочённость и государственную безопасность.

Любой энергетический переход хоть и возможен, но зависит в первую очередь от амортизации и скорости, которую способны выдержать социальные структуры.

Поскольку нефть и газ всё ещё остаются основными источниками энергии, следующая наша уверенность заключается в том, что как классические маршруты, так и геополитические предпосылки транспортировки останутся прежними, даже если рынки изменятся.

Сербские энергетики осознают, что центр тяжести размещения и спроса на российские энергоносители сместился с Запада в Азиатский регион. При этом Сербия как опора Балкан всё ещё остаётся кратчайшим путём из Европы и европейской части России до Ближнего Востока и Африки.

Нефтеперерабатывающий завод в Сербии. © ru.wikipedia.org

Всё это делает геополитическое пространство Балкан перманентно актуальным и значимым. Хотя из-за специальной военной операции на Украине этот маршрут заблокирован для поставок российских энергоносителей, будем надеяться, что это временное явление.

Вместе с тем вся нынешняя ситуация особенно подчеркнула уязвимость геополитического положения и энергетической безопасности Сербии.

Благодаря неправильным политическим решениям предыдущих сербских властей, сильному давлению Запада и неудачной бюрократической поддержке многими дружественными странами независимости Черногории Сербия в настоящее время осталась без выхода к морю, а следовательно, и без существенной возможности диверсифицировать своё энергетическое развитие. Это привело страну к уязвимости от дальнейшего политического шантажа и угроз.

С другой стороны, удачным обстоятельством является то, что благодаря готовности венгерских партнёров к сотрудничеству Сербия приступила к строительству нефтепровода до венгерской ветки нефтепровода «Дружба». Это облегчит положение Сербии в обозримом будущем и откроет возможность снабжения страны российской нефтью как наиболее дешёвым и перспективным источником энергии.

Планируемая мощность трубопровода составляет 5,5 миллионов тонн в год, что при более чем трёх миллионах тонн внутреннего потребления и 23% внутренней добычи нефти, а также существующих нефтеперерабатывающих заводах и развитой сбытовой системе открывает возможность более широкого проникновения российских энергоносителей на мировой рынок и в соседние балканские страны. Конечно, обязательным условием является создание многополярного порядка, который откроет нынешний кризисный хаос для беспрепятственного потока товаров и энергии.

Магистральные трубопроводы Восточной Европы. © ru.wikipedia.org

Терпение, непрерывная работа и дополнительные усилия посредством взаимного сотрудничества являются предпосылками для установления такого порядка против геополитической энтропии атлантизма. Величайший термодинамик Илья Пригожин сказал: «Мы растём прямо пропорционально тому количеству хаоса, которое можем вынести и уменьшить».