Еда Образование

Что не так с бесплатным школьным питанием

0 2312

2020-й год недавно перевалил за половину и, без сомнения, останется в памяти надолго: по количеству и характеру событий он превзошел все ожидания. Повторяться в очевидном — занятие неблагодарное, тем более давать ему оценки.

Однако в череде новостей, всколыхнувших нашу страну, был сюжет, о котором надо сказать особо.

Фраза, вынесенная в заголовок, прозвучала в эфире программы «Москва. Кремль. Путин» через месяц после оглашения в Послании Федеральному собранию решения обеспечивать бесплатным горячим питанием начальную школу. «…Непросто далось. Все были против», — прямо сказал глава государства.

Вот здесь, как говорится, стоп. Вы можете себе представить такое? И по форме, и по содержанию, и — самое главное — по сути? Но факт имеет место и явно выбивается из обычной риторики президента России.

Традиционно сдержанно подбирая слова для оценки действий своих подчиненных, в тот раз Путин был предельно точен. Безликое «все» на самом деле имеет вполне конкретные фамилии и должности.

Лица окажутся вполне реальными и даже знакомыми по программам новостей и различным ответственным решениям. Инерция и рутина государственного управления на этот раз сыграла злую шутку с федеральными властями. Подвело политическое чутье?

Об этом и поговорим. В чем причина отторжения такого, казалось бы, всеобщего и хорошего дела, как питание детей в школе? Почему оно стало этаким нелюбимым ребенком, до сих пор не находя себе заботливого родителя в лице министерства или ведомства?

Ответ и прост, и сложен одновременно.

Школьное питание — пасынок государства ещё с советских времен. Оно выброшено на обочину развития изощренной бюрократической логикой. В тарелке со школьным завтраком, как в капле воды, объективно собран и отражен целый комплекс задач, решение которых требует знаний, опыта и воли, наконец.

Там и сельское хозяйство (продукты), и промышленность (оборудование для кухни и столовой), и наука (питание и здоровье), и строительство (новые школы), и образование (кадры), и экономика (бизнес и развитие), и гигиена (санитария и безопасность), и финансы (налоги и инвестиции) и многое другое.

Но школьное питание — это также и демография (поддержка семей с детьми), просвещение (детские сады и школы), здоровье (безопасность и качество), социальная помощь (адресные меры и льготы) и то самое «Десятилетие детства». В нём — все приоритетные направления развития России.

Каждое общественное или экспертное мероприятие по школьному питанию перечисляет эти резоны и рассылает резолюции много лет. Без толку.

А теперь вопрос: можете представить ведомство, которое бы захотело взвалить на себя весь этот комплекс задач? И главное — рисков при проведении реформ?

Многократно лично проверил: такого нет. И нет даже намёка стать кандидатом на эту роль. Минпросвещения и Роспотребнадзор, Минздрав и Минтруд, Минпромторг и Минсельхоз, Минфин и Минэкономразвития — все неоднократно и непреклонно отрицают свою ответственность за школьное питание как единую систему отношений.

Про СанПиН, а не про деньги — многолетняя мантра и кредо Роспотребнадзора. Нет (и не надо нам!) этих полномочий — в исполнении Минпросвещения. Все должен регулировать рынок — прямая речь Минсельхоза. Это просто общепит — не видит разницы Минпромторг. Нет отрасли и нет поддержки — неявно определил Минэкономразвития. Мы про здоровье, продукты не к нам — лавирует Минздрав. И так далее.

Надо отдать должное бюрократической квалификации: в документах официальной переписки вы не найдете и намека на отрицание важности школьного питания или противодействия реформам. Но при одном условии: «это должны делать не мы». Тогда полная поддержка. А иначе, как говорится, все объективно и очень сильно «не за».

Именно про эту множественность из далеко не полного списка причастных к школьному питанию было сказано ёмкое президентское «все… против».

Чему удивляться? Желающих оказаться на рискованной позиции с неясными перспективами абсолютно точно нет. Поэтому авгиевы конюшни школьного питания достаются региональным и местным властям — по мере сил и возможностей, а также знаний и средств. Им деваться точно некуда, и это хорошо понимают в ведомствах.

Парадокс ситуации в том, что принятый во исполнение поручений президента России о бесплатном питании в начальной школе Федеральный закон от 1 марта 2020 года № 47-ФЗ предстоит исполнять той самой системе, которая вся была (и, поверьте, остается!) против полноценного и глубокого решения вопроса с организацией питания детей.

Чем ближе новый учебный год и чем дальше кризисный коронавирусный период, тем отчетливее наступает понимание момента истины и ответственности. Не случайно еще в апреле 2020 года сразу после принятия этого закона при Комитете Государственной думы РФ по образованию и науке создана рабочая группа по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся. Несмотря на все противовирусные ограничения, за неполные четыре месяца проведено уже четыре заседания по видеосвязи. Дело в том, что группу возглавляет депутат Госдумы Геннадий Онищенко, чьи компетенции по вопросам школьного питания и гигиены несомненны. Как и умение последовательно и настойчиво добиваться ответов на принципиальные вопросы. Поэтому градус обсуждения и напряжение нарастают по мере приближения рубежной даты 1 сентября 2020 года. В каждом заседании по видеоконференцсвязи участвуют представители из самых разных уголков России. Решения группы направляются в правительство страны, что множит ответные документы от ведомств и их смыслы.

Всё очевиднее становится противоречие между политической волей, отраслевыми задачами и реалиями исполнительской машины. Процесс медленно, но тем не менее сдвинулся с мертвой точки. Его результат мы все увидим на практике уже очень скоро.

Что же не так со школьным питанием в России?

Ответ прост и сложен одновременно.

Эта задача не позволяет решать ее по старым лекалам, у нее нет инструкций и регламентов. Свои первые серьезные уроки социализации дети получают в школе.

В этом качестве школьное питание — очень точный показатель состояния общества в его самых различных сферах, часто еще далеких от детского понимания.

В то же время всё связанное с питанием прошито глубинным генетическим кодом человечества. Поэтому при всей внешней простоте эта сфера — объективный и жесткий показатель состояния современной России, от морали до системы управления, от технологии и до реальных приоритетов, как личных, так и национальных.

Введение по всей стране бесплатного питания для младших школьников с федеральным софинансированием потребует вникания в неочевидную суть многих процессов, выход за ведомственные рамки и абсолютно точно — принятия на себя лично ответственности за решения и результаты.

Готовы ли мы все к этим вызовам, станет ясно очень скоро. Ответ будет там же, где и всегда — в тарелке со школьным завтраком, который уже называют «президентским».