Религия

Что не так с новой автокефальной Церковью Украины

3 16448

В Киеве третий день отмечают создание Православной Церкви Украины (ПЦУ) — новой религиозной организации, которая появилась благодаря совместным усилиям президента Петра Порошенко и Константинопольского патриарха Варфоломея. 15 декабря состоялся Собор ПЦУ, на котором был утвержден ее устав и избран предстоятель — 39-летний митрополит Епифаний (Думенко).

О том, что не так с новой украинской Церковью и почему в РПЦ никогда не признают ее поместный и автокефальный статус, «Ридус» поговорил с заместителем руководителя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтангом Кипшидзе.

«Я полагаю, что участие украинской власти в этом мероприятии стало наивысшей точкой вмешательства этого государства в религиозные дела. Я думаю что где-либо еще в Европе, а может быть даже и за ее пределами, сложно представить себе ситуацию, чтобы в XXI веке политическая власть, да еще и в рамках предвыборной кампании, создавала под себя религиозную организацию, вдобавок получая на это одобрение со стороны иностранной религиозной структуры, какой является Константинопольский Патриархат», — заявил Кипшидзе.

По мнению представителя Московского Патриархата, при создании ПЦУ были нарушены не только церковные правила, но и основной закон Украины — ее Конституция — 35-я статья которой декларирует отделение государства от религиозных организаций и гарантирует свободу вероисповедания.

Президент Порошенко открыто председательствовал на Соборе 15 декабря, как это в древности иногда делали императоры Римской империи, выступал перед епископами непосредственно перед голосованием, а после избрания митрополита Епифания не уступил ему место у микрофона и первым обратился к народу.

«Большего игнорирования внутренних украинских норм, касающихся религиозной свободы, а также международного законодательства по правам человека, в первую очередь европейского, сложно себе представить. Я думаю, что этот прецедент возвращает нас во времена, предшествующие Вестфальскому миру, когда на Европейском континенте велись религиозные войны и действовал принцип „Чья власть, того и вера“», — отметил Вахтанг Кипшидзе.

Отдельно Кипшидзе остановился на роли патриарха Варфоломея и теперь уже бывшего главы украинских раскольников лжепатриарха Филарета Денисенко. Последний формально не является руководителем новой украинской Церкви, однако митрополит Епифаний большую часть своей церковной карьеры провел под руководством Филарета, в «Киевском Патриархате» имел официальный статус его преемника, а теперь продолжил публично обращаться к своему наставнику «Ваше Святейшество» — как к патриарху.

«И одна, и другая сторона [Порошенко и патриарх Варфоломей, прим. Ридус] ставили перед собой заведомо незаконные в одном случае и антиканонические в другом случае цели. Опыт мирового православия предполагает уврачевание расколов посредством, скажем так, если не покаяния, то по крайней мере изменения раскольниками своей позиции. Филарету Денисенко не потребовалось ничего, кроме политической конъюнктуры и активных действий политической власти, чтобы из разряда раскольников превратиться в „епископа в сущем сане“», — сказал Кипшидзе.

«Константинополь на протяжении более, чем двух десятилетий, признавал раскольниками „Киевский Патриархат“. Совершенно непрозрачно, немотивированно все раскольничьи деяния, которые предпринимал на протяжении десятилетий Филарет Денисенко, все его попытки, в том числе успешные, рейдерского изъятия церковной собственности из ведения канонической Церкви, все было прощено и забыто ради непонятных сиюминутных выгод», — напомнил он.

Если мотивы Константинопольского патриарха достойны по меньшей мере удивления, то насчет мотивов Петра Порошенко в Московском Патриархате никаких сомнений не испытывают: рейтинг у него крайне низкий, а уже весной 2019 года должны состояться новые президентские выборы, на которых Порошенко намерен добиться продления своих полномочий на второй срок.

«Что касается действий украинской власти, то нет ничего более запретного и недопустимого в политической кампании, чем разыгрывание религиозной карты. Мы видим, что ведется совершенно циничная эксплуатация религиозных чувств людей, это пропагандистская и идеологизированная акция ради достижения частной цели», — убежден Вахтанг Кипшидзе.

«На самом деле украинской власти меньше всего нужна так называемая „Поместная Украинская Церковь“. Ей нужна организация, которая по своему принципу действия напоминала бы какой-нибудь „Правый сектор“ (запрещенная в РФ экстремистская организация). В первом генерируется националистическая ненависть, а там будет генерироваться религиозная ненависть по отношению ко всем тем, кто думает иначе, чем считает правильным украинская власть», — прогнозирует представитель РПЦ.

Один из лидеров украинских экстремистов, депутат Верховной Рады Дмитрий Ярош уже призвал «открыть охоту» на священников канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). «Охота на московских попов, которые верно служат Путину и Кириллу, — дело, угодное Богу и нашей Родине. Долой московских попов с Украины!», — написал Ярош в Facebook.

В ноябре и декабре УПЦ МП пришлось столкнуться с давлением со стороны украинских силовиков. В ряде епархий и Киево-Печерской Лавре были проведены обыски, в том числе в молитвенных помещениях, а на ее наместника митрополита Павла (Лебедя) было заведено уголовное дело. Некоторых епископов и несколько десятков священников вызвали «на беседу» в Службу безопасности Украины, где предостерегли от «провокаций».

На защиту канонической Церкви встали многие известные на Украине люди, в том числе абсолютный чемпион мира по боксу в первом тяжелом весе Александр Усик. Спортсмен выразил готовность лично защищать монахов Киево-Печерской Лавры в случае, если их атакуют сторонники ПЦУ.

Тем не менее, киевской администрации не удалось репрессивными методами добиться участия епископов УПЦ МП в Соборе 15 декабря, из-за чего он так и не стал по-настоящему объединительным в масштабах всей Украины.

К раскольникам, государственным чиновникам и посланникам Константинопольской Церкви во время Собора 15 декабря присоединились лишь два архиерея УПЦ МП — митрополиты Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко) и Винницкий Симеон (Шостацкий), причем не заручившись поддержкой своей паствы. За это Синод УПЦ МП 17 декабря запретил обоих в священнослужении, а на их кафедры назначил новых епископов.

«По меткому заявлению главы информационного отдела Украинской Православной Церкви епископа Климента, эти двое бывших архиереев сами себя отлучили от Церкви, избрав союз с раскольниками и политическими властями. Они предпочли братское единство жажде власти, влияния и, видимо, материальных ресурсов», — заметил Вахтанг Кипшидзе.

Предстоятеля ПЦУ Епифания (Думенко) в Московском Патриархате на сегодняшний день не рассматривают как самостоятельную фигуру, уж слишком очевидна его второстепенная роль во всех последних событиях.

«Этого религиозного деятеля как авторитета в православном сообществе Украины не существует. Он известен только тем, что был верной тенью Филарета Денисенко, его креатурой. Мне кажется, что большинство верующих ничего не знают, да и не хотят знать про этого раскольника, который в первой своей проповеди имел наглость заявить, что Блаженнейший митрополит Онуфрий, пользующийся безусловным авторитетом среди миллионов верующих Украины, якобы больше Киевским митрополитом не является», — возмутился Кипшидзе.

Что касается самих украинских верующих, то их участие в создании новой Церкви свелось к исполнению роли массовки. Невероятно, но факт: даже вполне лояльные киевским властям украинские телеканалы в день проведения Собора ПЦУ продемонстрировали слабое понимание происходящего рядовыми гражданами.

Усилиями президентской и региональных администраций несколько сотен человек свезли на автобусах со всех концов страны под стены древнего Софийского собора в Киеве и оставили там на целый день мерзнуть под открытым небом. Кто-то пришел из любопытства сам, но ясно сформулировать свои религиозные взгляды удалось немногим.

Как выяснил путем простого опроса корреспондент «Громадского телевидения», значительная часть митингующих посещает храмы Московского Патриархата, а другая не посещает вообще никаких. Еще большее число людей прятали лица, опасаясь выражать свое мнение.

Пока не знают, как строить официальные отношения с ПЦУ и в большинстве из 15-ти поместных православных Церквей мира, но уже звучат частные мнения. Так, член Священного Синода Болгарской Православной Церкви, митрополит Видинский Даниил (Николов) заявил, что патриарх Варфоломей перешел границы своей юрисдикции и тем самым «нарушил тысячелетнее каноническое право Церкви».

Решительно осудили «Собор раскольников» в православных Церквях Белоруссии, Эстонии, Казахстана и других странах канонической территории Московского Патриархата. Синод УПЦ МП выступил с обращением к верующим Украины: «Для нашей Церкви, по сути, ничего не изменилось, поскольку раскольники так и остались в расколе, а Украинская Православная Церковь остается истинной Церковью Христовой в Украине».

Ранее «Ридус» в деталях рассказывал, в чем причины конфликта между Русской и Константинопольской Православными Церквями и почему полем битвы между ними оказалась именно Украина.