Северная Корея в массовом сознании всегда ассоциировалась в основном с голодом, беженцами и многочисленными неудачными испытаниями баллистических ракет. После очередного ядерного испытания или ракетного пуска, проведенного КНДР, дежурно собирается Совет Безопасности ООН и так же дежурно осуждает руководство этой небольшой азиатской страны, упорно отказывающееся играть по тем правилам, что предлагает ей международное сообщество.
Рука Китая
Не так давно на полях саммита «Один пояс, один путь», проходившего в Пекине, состоялась встреча между главами официальных делегаций Северной и Южной Кореи. Представители двух стран без лишнего шума и внимания прессы обсудили, на китайской территории, перспективы организации межкорейского саммита. Они становятся все более реальными: в результате недавних выборов к власти в Южной Корее пришел прагматичный президент Мун Джэин, который довольно критично настроен в отношении планов по размещению на территории его страны американской противоракетной системы THAAD и даже готов их при определенных условиях пересмотреть. Кроме того, он гораздо оптимистичнее смотрит на перспективы переговоров с КНДР. Такая позиция не может не радовать Китай, который последовательно выступал как против THAAD, так и за межкорейский диалог. Неудивительно, что именно КНР с удовольствием предоставляет северокорейцам и представителям Южной Кореи свою территорию для налаживания отношений.
Главной заинтересованной стороной в развитии сотрудничества на Корейском полуострове выступает КНР. Демонстративное бряцание оружием, то возникающее, то вновь затихающее в районе Корейского полуострова, не мешает Китаю налаживать межрегиональные связи и продвигать проект экономической интеграции Евразии, зачинателем и основным политическим бенефициаром которого также выступает он сам. Накал страстей и угроза полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе и с применением ядерного оружия, в непосредственной близости от своих границ пугает осторожный и прагматичный Пекин, который к тому же не хочет без надобности усложнять и без того непростые отношения с администрацией Трампа.
Вэй и цзи корейского кризиса
Слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов: «вэй» — опасность и «цзи» — возможность. Это более чем верно и в данном случае, и не только в контексте того, что загнанные в угол несогласованными действиями международного сообщества северокорейцы будут вынуждены ориентироваться на Китай, что и подтверждают новости последних дней.
Общее чувство опасности и необходимость совместных усилий по поиску срочного выхода из непростой ситуации могут сблизить США и Китай, напомнив руководителям обеих стран о важности двухсторонних экономических и политических отношений. Столкнувшись с угрозой полноценного вооруженного конфликта, вызванного неуступчивой политикой КНДР, и Китай, и США могут в конце концов осознать, что их собственные интересы важнее интересов третьих сторон. Благодаря этому они смогут в дальнейшем не позволять малым странам вбивать клинья в отношения ведущих держав планеты. С другой стороны, вынужденная совместная работа по разрешению острого кризиса, взаимное нежелание переступать последнюю черту и вызванный этим поиск механизмов для достижения компромисса могут заложить основы взаимного доверия и обозначить новые алгоритмы взаимодействия между администрацией Трампа и руководством КНР. Эти технологии и модели взаимодействия, вырабатываемые в текущем кризисном режиме, а также личные контакты между лидерами двух государств, которые интенсифицировались именно в связи с кризисом на Корейском полуострове, могут в дальнейшем не просто трансформировать корейский вэй в корейский цзи, но и стать основой для построения полномасштабных доверительных отношений в тандеме Китай — США.
Максим Михалев, к. ю. н., эксперт Центра изучения кризисного общества. Специально для «Ридуса».