А не пора ли нам возродить Российские Олимпиады, которые начал было проводить император Николай Второй? На лето 1913 года было намечено и Высочайше утверждено Императором Николаем II проведение в Киеве Первой Всероссийской олимпиады.
Не успела еще отгреметь фейерверками масштабнейшая всероссийская торгово-промышленная выставка, много дней бывшая главным событием жизни города, как подоспела августовская олимпийская пора.
Участники съехались со всех концов империи, их было более шестисот. С утра трибуны стали заполняться празднично одетой публикой. К назначенному времени подъехали и высокие гости.
Парад всех команд принимали Его Императорское Высочество Великий Князь Дмитрий Павлович, главнонаблюдающий за физическим развитием народонаселения Российской империи свиты Его Величества генерал-майор Воейков, председатель Российского олимпийского комитета В.Срезневский, почетный попечитель Олимпийского комитета генерал-адъютант Ф.Трепов, командующий Киевским военным округом генерал Н.Иванов, председатель Олимпийского комитета доктор А.Анохин и многие другие сановные граждане, разместившиеся в богато украшенной центральной ложе Спортивного поля.
После торжественного молебствия за здравие Государя Императора (сам Николай II с семьей и двором находился в это время в Крыму, в Ливадии) Его Императорское Высочество Великий Князь Дмитрий Павлович объявил Первую Всероссийскую олимпиаду открытой. И тут же начались соревнования.
Программой предусматривалось участие в каждом соревновании не более 12 спортсменов от каждого общества по индивидуальному зачету. Наиболее обширной, разумеется, была сетка легкоатлетических состязаний. Кроме всех беговых дистанций олимпийского разряда, в программу входили прыжки «в вышину с места и с разбега, в длину с места и с разбега, перетягивание каната, гири, гимнастика и футбол».
Соревновались фехтовальщики, представляющие исключительно (впрочем, как и гимнасты) воинские подразделения. Пловцы, прыгуны, гребцы и яхтсмены определяли сильнейших на Матвеевском заливе Днепра. Пловцы продемонстрировали умения в шести основных видах плавания: на груди (a la caisse); на груди обыкновенный; на груди гоночный; на боку; треджен (вольный стиль, напоминающий по технике кроль); кроль американский и австрийский. Августовская днепровская вода помогла показать высокие скорости на всех дистанциях.
Турнир лаун-теннисистов с 20 по 28 августа (с 2 по 10 сентября) 1913 года проводился на территории нынешнего Центра выставок и ярмарок. Военное стрельбище на Сырце и стенд Императорского общества правильной охоты были предоставлены стрелкам.
Особое место в программе олимпиады отводилось веломотоциклетному пробегу, старт которого был намечен на 23 августа (5 сентября) 1913 года в 3 часа утра с седьмой версты Черниговского шоссе. Велосипедисты стартовали по четыре человека каждые три минуты, мотористы — по жребию — по одному каждые пять минут.
Вся киевская печать освещала олимпиаду. Первые полосы газет отводились для объявлений, анонсов и репортажей с мест событий. Недостатка в работе репортеры не испытывали — разнообразных происшествий, встреч и новостей хватало всем. Журнал «Красота и сила» являлся официальным информационным партнером олимпиады и полностью был посвящен ей.
В киевской олимпиаде впервые приняли участие женщины-спортсменки. Их выступление на легкоатлетическом манеже Спортивного поля вызвало повышенный интерес: соревнующихся женщин Россия раньше не видывала.
Именно на 1913 год, на время Олимпиады, пришлись последние этапы подготовки к открытию памятника Столыпину в Киеве на Думской площади.
И именно в дни Первой Всероссийской олимпиады (точнее — 27 августа (9 сентября)) в Киеве в небе над Сырецким воздухоплавательным клубом Петр Нестеров совершил впервые в мире фигуру высшего пилотажа, вошедшую в историю под названием «мертвая петля», или петля Нестерова.
Российские Олимпиады, проходившие при Императоре Николае II, способствовали бурному развитию физкультуры и спорта в Российской Империи и опередили время на более с чем 100 лет.