Компьютерные игры

Что такое неигры: вероятное будущее игровой индустрии

5 205163

Такое явление как «notgames» или «неигры» сформировалось ещё в конце нулевых, однако в странах СНГ до сих пор мало кто слышал о неиграх.  Забавно, но в русском сегменте YouTube максимум что мне удалось найти по этой теме это плейлист по ремонту железа.

Если кратко, то notgames это, как вы уже поняли, не игра — это интерактивное произведение искусства, не зависящее от конкуренции, цели, награды, выигрыша или проигрыша. Неигры были вдохновлены теми моментами игрового опыта, когда мы чувствуем, что находимся в другом мире.

Именно за не игровую, а эмоциональную составляющую я полюбила Morrowind и Fallout: new vegas.

Так вот, создатели неигр акцентируются на художественной части видеоигры и выходят за рамки таких понятий как «победа» или «поражение» — главным элементом notgames-видеоигр является получение уникального опыта, а не достижение какой либо цели.

Поэтому игрока в неграх правильнее будет называть участником событий. Ну, а если уж совсем кратко, то по словам основателей феномена «notgames это вопрос… приглашение…упражнение». В общем — понимайте как хотите.

Proteus

Это неигра от Девида Канга, в которой участник просто ходит по пиксельному миру. Меняется время суток, время года, погода, фоновая музыка и… вроде бы всё, однако, каждый предмет в этом мире издаёт уникальный звук, из-за чего в неё можно залипать часами.

Mountain

Ещё один яркий представитель жанра неигр, созданный Девидом О’Рейли. В этой игре вы наблюдаете за горой или, возможно, выполняете роль горы, что само по себе уже необычно. Можно только наблюдать и вращать камеру. 

Периодически у горы происходят события или из космоса прилетают вещи. Кто-то говорит что это чаще происходит когда ты просто наблюдаешь, не трогая камеру, кто-то считает что от того, под каким углом наблюдать за горой зависит то, какие события будут происходить, большинство же говорит что вообще не понимают как в это играть.

Но игра не бесконечна — гора смертна и игрок никак не может повлиять на естественный ход событий. Лишь беспомощно наблюдать или принять происходящее как должное. Именно в мыслях игрока скрывается вся суть того, почему люди получают удовольствие от игры в гору. Сам автор называет игру арт-хоррором, но это не значит, что ваш опыт будет так же ужасен. О’Рейли продавал игру по 1 доллару за копию и заработал на ней сотни тысяч.

Everything

Но вместо того, чтобы потратить эти деньги, он вложил их в разработку не менее успешной неигры «Everything» или по нашему «Всё». В этой игре вы можете быть буквально всем — как молекулой, так и целым материком или планетой, как деревом, так и домом, который из этого дерева построен. Всем, чем ты захочешь быть.

Kentucky Route Zero

Ещё одна неигра, добившаяся всеобщего признания — это Kentucky Route Zero. Она заявлена как квест, однако, главной составляющей является погружающая в себя атмосфера игры и оригинальный сюжет. Тут нет привычного копания в инвентаре и хождения по локациям, но этого и не нужно.

FireWatch

Ну, а пожалуй, моя самая любимая игра из разряда неигр это FireWatch — симулятор лесника, а точнее симулятор человека с кучей нерешённых и, возможно, не имеющих решения проблем. От них он и убегает в лес, а точнее устраивается на работу лесником на летний сезон. Туда, где нет никого. 

Всё что вам нужно делать это ходить по лесу и наблюдать чтобы ни где не начался пожар. В кармане есть рация, по которой можно связаться с другим дозорным — женщиной, находящейся за много километров от вас и следящей за своим участком. Иногда она будет связываться с вами и это уже ваш выбор что отвечать и отвечать ли вообще. 

Несмотря на кажущуюся простоту, я считаю FireWatch самой недооценённой игрой нашего времени. Она изучает тебя и твоё поведение, порой кажется, что игра понимает о чём ты думаешь. Она позволяет пережить невероятно яркие и настоящие эмоции, настолько сильные и попадающие в точку, что порой при прохождении у меня бежали мурашки по спине от ощущения, что кто-то копается в моей голове и знает мои мысли. 

Я уверена, что в некоторых игровых составляющих FireWatch безумно опередил своё время и в будущем многие игры будут использовать и развивать эти аспекты. Пожалуй, главная особенность notgames в том, что каждый, играя в такие игры получает особый, известный только ему одному опыт. Вообще о неиграх очень тяжело объективно рассуждать, особенно без спойлеров. И по этой же причине они не имеют такого продвижения по сарафанному радио как ААА-проекты. 

Ведь после игры в подобное человек либо не поняв суть никому не будет рекомендовать игру, либо для него она станет настолько личным и сакральным опытом, что он не сможет объяснить своим знакомым почему в игру стоит поиграть, боясь заспойлерить что-то важное. 

Именно поэтому я просто порекомендую вам FireWatch, даже если вы лютый противник бродилок.

The Stanley Parable

Ещё одна неигровая бродилка, которая изначально была модом к халф-лайф. В ней вы управляете офисным работником — Стэнли, который всю жизнь нажимал клавиши по требованиям на экране своего компьютера, а когда однажды команды не поступило, обнаружил, что никого из коллег нет на месте. 

Сюжет игры абсолютно нелинеен и частично подаётся закадровым голосом рассказчика. При том, он говорит о действиях, которые Стэнли только предстоит сделать в прошедшем времени. Благодаря такому способу повествования, согласно авторской задумке, сюжет может рассматриваться как аллегория о выборе и природе принятия решений.

Кстати, голос Рассказчика из этой игры есть даже в магазине комментаторов в Dota 2. Стоит понимать, что главный плюс неигр — уникальный опыт каждого человека, хоть и усиливает впечатления от игры, но также работает в минус для её продвижения. Ведь просмотр стримов по подобным играм не даёт зрителю ощущения того, что он является участником событий. Да и об онлайн режиме, который все так любят речи не идёт, хотя, припоминаю я одну неигру с многопользовательским режимом.

Journey

В Journey вам необходимо идти через пустыню к таинственной горе. Для нахождения горы у вас нет ни карты ни других подсказок. Во время путешествия вы можете встретить (а можете и не встретить) другого игрока, который тоже ищет гору. Вы не сможете общаться с ним, не узнаете его имя, ник, пол, сколько ему лет… всё что вы будете знать о нём — только то, что это тоже человек. Но вы сможете различным образом помогать друг другу или просто разбежаться, а возможно, потеряться и никогда больше не найтись. И, если честно, очень сложно делать обзор на игру, которая для каждого человека раскрывается по своему. 

Именно поэтому я крайне не рекомендую смотреть любые обзоры на игры жанра notgames. Все-таки неигры и глупо оценивать их по игровым критериям, таким как игровые механики или графика. 

Например, обзор того же FireWatch на StopGame не показал и десятой части того о чём эта игра, но зато заспойлерил всё что возможно за первые же 2 минуты. Однако по иронии судьбы, на том же канале StopGame был единственный уместный notgame-обзор, который я видела — в нём просто показывают кадры из игры Journey, а фоном женский голос читает стихотворение, комментарии к видео отключены.

Ещё одной особенностью проектов-неигр является то, что почти все они сделаны инди-студиями или независимыми разработчиками, которые зачастую занимаются разработкой на чистом энтузиазме, которым больше чем другим требуется поддержка и продвижение, но за счёт специфики notgames они имеют проблемы c рекламой. 

Если тема неигр заинтересовала вас, то посмотреть геймплей всех вышеперечисленных и других неигр можно посмотреть в новом видео на моём YouTube-канале.